Он, она, двое детей и другие устойчивые семейные модели
Типичная для мелодрамы история о дружбе семьями, которая приводит к измене и разводу, в практике Катерины Мурашовой разворачивается самым неожиданным образом
Бывают в моей практике случаи, которые, несмотря на все сопутствующие им психологические сложности и проблемы, иначе как забавными не назовешь. Расскажу сегодня один из таких.
На почве интересов детей познакомились две семьи. В обеих семьях детей было по двое — мальчик и девочка, с небольшой разницей в возрасте. У одних сын чуть постарше дочери, у других — наоборот.
Семьи жили недалеко друг от друга. Дети сначала вместе ходили в какой-то центр раннего развития, потом — в кружки в доме детского творчества. Очень хорошо общались между собой — мальчик с мальчиком и девочка с девочкой, и наперекрест, и все вместе вчетвером.
Родители — Люда и Яша, Вика и Иван — были вполне современного толка и вместе участвовали в воспитании детей, то есть и в центр, и в кружки их приводили то папы, то мамы. Таким образом все родители перезнакомились между собой, начали общаться, нашли много общих тем для обсуждения, вместо того чтобы ждать детей в холле, стали вместе ходить в ближайшее кафе, а потом кто-то предложил съездить в выходные на пикник: «Дети побегают на природе, поиграют на свежем воздухе, а мы тоже отдохнем, поболтаем, пожарим шашлыки…»
Сказано — сделано. Прекрасно провели день, всем понравилось, договорились непременно повторить и еще — вместе сходить в театр, на детский спектакль. Мальчик в одной из семей был слегка гиперактивный и походы в театр выдерживал с трудом, иногда даже приходилось уходить с представления, что очень расстраивало его сестру, обожавшую театр. Может, присутствие старшего, более спокойного товарища повлияет на него позитивно?
Попробовали. Повлияло. Мальчишка спокойно досидел спектакль рядом со старшим, все были рады, он и сам был доволен, взахлеб рассказывал о своих впечатлениях.
Так началась «дружба семьями», которая благополучно продолжалась несколько лет. Старшие дети были авторитетом для младших и наперекрест «подтягивали» их до своего уровня. Один из пап все чинил на две семьи, второй был художником по специальности и поэтом по призванию и всем показывал красивое. Мамы тепло дружили, обменивались рецептами и рассказывали друг другу о проблемах с детьми и на работе. Ходили друг к другу в гости, вместе отмечали дни рождения и даже пару раз вместе весьма удачно съездили в отпуск.
И вот у меня в кабинете на приеме супруга «рукастого» папы:
— Я в отчаянии. Я не знаю, где найти выход, и по большей части мне кажется, что его нет совсем. Пару раз даже приходили мысли о самоубийстве. Но что будет с детьми?.. Мы с Яшей полюбили друг друга, и этого уже не отменить. Это случилось постепенно, незаметно. Мы долго не замечали опасности, думали, что между нами просто приязнь, потребность в дружеском, интеллектуальном общении. Когда спохватились, было уже поздно. На самом деле меня с детства тянуло ко всему тонкому и красивому, но моя родная семья была совсем не о том. Мой муж Иван очень похож на моего отца, только с высшим техническим образованием. У папы был техникум, и пока он был жив, они с Иваном прекрасно понимали друг друга. От Ивана я видела только хорошее. Он прекрасный муж и отец. Но теперь я понимаю, что с моей стороны это была не любовь, а нечто такое… даже нечестное немного, если подумать. Мне было рядом с ним просто удобно. А когда я с Яшей, говорю с ним, просто вижу, чувствую его — у меня вырастают