После зла
В начале декабря группа «Мумий Тролль» выпустила новый долгожданный альбом. В трек-лист вошло восемь песен, все они были написаны еще в 2019 году. Лидер коллектива Илья Лагутенко рассказал в нашем интервью о жизни онлайн, переосмыслении творчества, воспитании дочерей, а также объяснил, что скрывается за названием пластинки «После Зла»
Илья, работа над вашим новым альбомом велась больше двух лет. Почему так долго?
Я думаю, что это не так уж и долго. Группы с более чем 20-летней историей могут хоть 10 лет работать над новыми альбомами. Дело в том, что прошедшие два года до пандемии мы были активно заняты гастрольной деятельностью, поэтому все перерывы и отпуск пытались задокументировать какие-то мысли, появляющиеся по дороге. А потом уже из них, может быть, составить какую-то цельную картину в виде альбома. Таких аудиозаписок скопилось довольно много. В марте этого года концертная деятельность по всему миру умерла. Мы поняли, что самое время структурировать нашу работу, разгрести наши записи. Увидели, что материала набралось на несколько альбомов. И вот один из них — «После Зла».
Ковидные времена как-то повлияли на общее настроение и звучание альбома?
На настроение вряд ли... А вот на темп работы повлияли. Сначала мы думали выпустить альбом в марте к 20-летию «Точно Ртуть Алоэ», планировали дать в Москве большой концерт для наших поклонников. Кроме того, наш звукоинженер ставил нас в жесткие рамки: «Ребята, над вашим альбомом работы больше не будет, я уезжаю в тур с группой Pink Floyd, этим буду занят два года, вы меня не увидите». У нас был мандраж, что мы не успеем всё сделать. И тут вдруг наступает карантин, и оказывается, что времени теперь выше крыши. Те несколько дней, которые мы изначально отвели на сведение и мастеринг альбома, в итоге растянулись на несколько месяцев. Никто уже никуда не спешил. Работа была удаленная, мы не имели возможности общаться вживую, пересылали друг другу файлы, слушали , в процессе возникали какие-то новые мысли. Поговорили с коллегами из звукозаписывающей компании и решили: «А давайте издадим альбом в декабре, потому что пройдет лето, всё это закончится, и мы будем вспоминать эти ковидные времена как страшный сон».
Но эти времена не закончились. Хотя название «После Зла» звучит очень обнадеживающе…
На самом деле это строчка одной из песен, которая есть в альбоме. Я специально ее выбрал, чтобы дать надежду нашим слушателям... Время «после зла» наступило в моих фантазиях еще в марте прошлого года. Но на дворе январь — и ничего особо не поменялось. Мы всё еще верим в «после зла». Альбом романтический, теплый, немного грустный. Грустим, наверное, потому что так сложно теперь встречаться с глазу на глаз. Скучаем по концертам, которые составляли большую часть нашей жизни на протяжении последних нескольких десятков лет. Перестраиваться в полностью цифровой мир довольно сложно, но при этом необходимо.
Тяжело было работать над альбомом в онлайн-формате, когда вы не имели возможности собраться вместе в студии?
Нам повезло: мы успели записать все треки в студии до карантина. Дело было только в постпродакшене. Это важная часть работы: на этом этапе вы решаете, как будет звучать каждый инструмент, каждая нота, какой звук сделать чуть-чуть погромче, а какой — потише, посветлее или потемнее, где добавить или убавить децибелы. Это довольно тонкий творческий процесс, но он не требует совместного музицирования. Конечно, из-за того что работа удаленная, из-за того что есть разница во времени, ты берешь себе больше времени на обдумывание. Нет под рукой товарища, который бьет тебя локтем: «Давай быстрее». День можешь подумать, можешь два, а можешь и месяц. Но сама дистанционная система нам привычна. Мы ведь и раньше работали с коллегами, у которых студии разбросаны по всему миру — от Англии до Америки.