Каково место тренера в современном футболе?

ОгонёкСпорт

Тренер на раз

Александр Горбунов

Из России — с любовью. Уволенного из ФК «Спартак» тренера Массимо Карреру болельщики трогательно провожали в аэропорту Шереметьево. Фото РИА новости

Страсти, разгоревшиеся после увольнения тренера Массимо Карреры из московского «Спартака», стали одним из самых ярких событий спортивной осени и заставили задуматься о вещах более принципиальных, чем отставка харизматичного итальянца. Каково вообще место тренера в современном футболе? И как относиться к их регулярным отставкам в России — это исключение из правил или, напротив, тренд?

Реакция на увольнение Карреры была ожидаемо бурной и вмиг поделила на две группы болельщиков популярного клуба. Одна приветствовала отставку тренера и ругала хозяина «Спартака» Леонида Федуна за то, что тот запоздал с решением. Другая выступила (и продолжает выступать) в защиту итальянца, больше того — требует ухода Федуна из клуба и продажи его, совершенно не интересуясь такими «деталями», как, например, почти миллиард евро, вложенных владельцем «Спартака» за последние 14 лет в команду и строительство нового стадиона, а также отсутствие в нашей стране желающих тратить сумасшедшие деньги на футбол и не иметь при этом практически никакой финансовой отдачи.

Представители второй группы устроили Массимо Каррере трогательные проводы в Шереметьево, откуда отставленный тренер вылетел в Италию несколько суток спустя после увольнения, получив, по неофициальным сведениям, миллион евро в виде неустойки за оставшиеся до истечения срока контракта семь месяцев и в то же время дождавшись наступления приемлемого для него срока пребывания на территории РФ для того, чтобы заплатить щадящий 13-процентный налог, а не 50-процентный, как положено в таких случаях в его родной Италии.

Увольнения под копирку

Начать, пожалуй, надо с того, что «шоковые увольнения» — это вполне в нашей футбольной традиции. Не шокировали они разве что до тех пор, пока тренеров не считали главными ответственными за успехи и неудачи.

Неужто такое было? «В довоенные времена,— вспоминал мэтр отечественной футбольной журналистики Лев Филатов,— к тренерам, не в пример нынешним, большого интереса футбольный люд не испытывал. Фамилии знали, но дела команд не принято было ставить в зависимость от тренеров, увлекались игроками, их считали героями побед и виновниками поражений. Не помню, чтобы ”Динамо“ связывали с В. Дубининым, ”Спартак“ — с К. Квашниным и П. Поповым, как и ”Металлург“ с Б. Аркадьевым. Ничего удивительного, профессия только-только определялась, люди, ее выбравшие, держались скромно. Даже яркий восход в 1940 году московского ”Динамо“ на трибунах объясняли удачным приобретением форвардов С. Соловьева и Н. Дементьева, полузащитника Н. Палыски и защитника И. Станкевича из других команд, а вовсе не тем, что клубом в том сезоне руководил Б. Аркадьев. Это потом, когда футбол разжился историей, стали вспоминать тренеров и задним числом воздавать им по заслугам».

Начало популярности тренерского цеха в стране положили послевоенные битвы за чемпионство ЦДКА и «Динамо», которые возглавляли соответственно Борис Аркадьев и Михаил Якушин. Десятки тысяч болельщиков судачили не только о том, как сыграют Михаил Семичастный и Константин Бесков из «Динамо» против Григория Федотова и Всеволода Боброва из ЦДКА, но и предвосхищали противостояние Якушина и Аркадьева, отлично зная: в паузе перед матчами оба придумают чтонибудь неожиданное для соперника.

Известный британский спортивный аналитик и журналист Джонатан Уилсон называет трех выдающих отечественных тренеров. Это, во-первых, Борис Аркадьев. Именно он первым в мире стал играть по схеме с четырьмя защитниками, прививал ЦДКА стиль быстрых коротких передач, и его идеи оказали огромное влияние на развитие всего советского футбола.

Во-вторых, считает Уилсон, потрясающим тренером был Виктор Маслов. Схема 4–4–2 стала применяться Масловым и сэром Альфом Рамсеем (знаменитым английским футболистом и тренером) в одно и то же время. По мнению Уилсона, прессинг в футболе изобрел и первым стал его применять Виктор Маслов в киевском «Динамо», и это может считаться моментом рождения современного футбола со всеми вытекающими — из прессинга — последствиями.

И, наконец, Лобановский — тот вывел прессинг на новый уровень, максимально используя в футболе достижения науки. Он создавал продуманные до мелочей тренировочные программы, тестировал игроков, анализировал игры — делал все, что сейчас в футболе считается аксиомой.

Увы, всем им досталось: история увольнений в советском футболе богатая. Мало кто знает, к примеру, что Бориса Аркадьева пытались однажды снять с работы (к счастью, безрезультатно) лидеры ЦДКА Всеволод Бобров и Григорий Федотов («Они,— рассказывал Аркадьев,— ходили к начальству с требованием освободить меня. У начальства в тот раз на удивление хватило решительности отправить парочку великих восвояси»). Но ни с одним, наверное, тренером не расправлялись так, как с Масловым.

Маслов, напомню, в начале 1960-х создал одну из самых классных советских команд — московское «Торпедо», выигравшее в 1960-м чемпионат (нарушив гегемонию «Динамо», «Спартака» и армейского клуба, выигрывавших все турниры с 1936 года) и Кубок СССР. В следующем сезоне торпедовцы стали серебряными и выступали в финале Кубка. А в ноябре 1961 года команда вернулась в Москву после зарубежного турне, и Маслов отправился в клуб уточнить перед отпуском детали по подготовительным сборам и привлечению в состав футболистов из других команд. Сейчас сложно, конечно, определить степень достоверности той легенды, но о своем увольнении Виктор Александрович узнал будто бы от... уборщицы. «Саныч,— с удивлением будто сказала она ему,— а ты чего пришел? Ты же больше здесь не работаешь…»

Дальше — больше. Во второй половине 60-х Виктор Маслов превратил Киев в футбольную столицу СССР: киевское «Динамо» под его руководством трижды подряд (1966, 1967 и 1968) выигрывало чемпионаты и два раза Кубок СССР. В 1969 году киевляне заняли второе место, а осенью 1970-го, когда команда приехала в Москву на матч с ЦСКА, произошло следующее.

«Остановились мы в гостинице ”Россия“,— рассказывает работавший у Маслова ассистентом Андрей Биба.— В день игры 24 сентября сидим в номере: Виктор Маслов, Михаил Коман, врач Сергей Попов и я. Вдруг заглядывает незнакомый человечек и просит Виктора Александровича спуститься этажом ниже. Там, мол, в холле его какой-то чиновник дожидается… Настойчиво так просит… Ну Маслов и пошел. Возвращается спустя десять минут, совершенно спокойный, обращается ко мне: ”Сходи, Андрюша, в буфет, притащи пару бутылок коньячку!“ Мы рты разинули: в день игры? Но он настоял. Выпили по рюмочке. ”Знаете, я уже в ″Динамо″ не работаю“,— говорит…»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Шанс понять, как развивалась Земля» «Шанс понять, как развивалась Земля»

Чего ждут ученые от новой порции лунного грунта

Огонёк
Дольщики зависли без страховки Дольщики зависли без страховки

Чиновники забыли о стройках, которые еще продолжаются на средства дольщиков

Эксперт
Фитнес-подсказки Фитнес-подсказки

Какие упражнения помогают снять нервное напряжение? И когда менять кроссовки?

Здоровье
Какие компании подорожают до триллиона долларов в ближайшие годы Какие компании подорожают до триллиона долларов в ближайшие годы

Какие компании подорожают до триллиона долларов в ближайшие годы

Forbes
Меню по сезону Меню по сезону

Зачем менять систему питания в зависимости от времени года?

Лиза
Война нервов: как США устраняют конкурентов с рынка нефти Война нервов: как США устраняют конкурентов с рынка нефти

Америка вытесняет конкурентов с рынка благодаря санкциям

Forbes
Как Диана Хендрикс заработала $6 млрд на сайдинге и черепице Как Диана Хендрикс заработала $6 млрд на сайдинге и черепице

Диана Хендрикс построила в США крупную по торговле стройматериалами

Forbes
Питер Динклэйдж: карлик — это как слово на «н», только про невысоких людей Питер Динклэйдж: карлик — это как слово на «н», только про невысоких людей

Оказывается, Питер Динклэйдж даже не в курсе, что он герой фантазий

Playboy
Мы, русские, не обманываем друг друга Мы, русские, не обманываем друг друга

Как коллекционер Дмитрий Рыболовлев попался на крючок швейцарского комбинатора

Tatler
От Пэнни до Дейенерис: 14 самых желанных героинь сериалов От Пэнни до Дейенерис: 14 самых желанных героинь сериалов

От Пэнни до Дейенерис: 14 самых желанных героинь сериалов

Playboy
Mitsubishi Outlander. Штрихи к портрету Mitsubishi Outlander. Штрихи к портрету

Mitsubishi Outlander полон сил и не прочь угостить нас чем-то новеньким

АвтоМир
Нобелевский практикум Нобелевский практикум

Нобелевские премии по физике, химии, медицине и физиологии – награды за практику

Популярная механика
Дары с двойным дном Дары с двойным дном

Почему мы такое большое значение придаем подаркам

Psychologies
Внутренняя кухня: как работает крымский аналог McDonald’s Внутренняя кухня: как работает крымский аналог McDonald’s

Бывшие директора McDonald’s открыли в Крыму вместо американской сети свою

Forbes
«Двойник Месси» выскочил на поле во время матча «Спартака», чтобы разобраться с Глушаковым (видео) «Двойник Месси» выскочил на поле во время матча «Спартака», чтобы разобраться с Глушаковым (видео)

О конфликте между фанатами и капитаном футбольного «Спартака» Денисом Глушаковым

Maxim
Никита Кукушкин: «Всегда можно найти в людях плохое, но лучше искать хорошее» Никита Кукушкин: «Всегда можно найти в людях плохое, но лучше искать хорошее»

Звезду «Гоголь-центра» Никиту Кукушкина номинировали на «Золотую маску»

Grazia
ПДД: соблюсти нельзя нарушить ПДД: соблюсти нельзя нарушить

ПДД: соблюсти нельзя нарушить

АвтоМир
10 гигантских беспозвоночных 10 гигантских беспозвоночных

10 гигантских беспозвоночных

Популярная механика
Избежать провала. Как подготовиться к публичному выступлению Избежать провала. Как подготовиться к публичному выступлению

Свое выступление надо строить в зависимости от времени дня и состава аудитории

Forbes
Как Трамп пытается помешать расследованию по России Как Трамп пытается помешать расследованию по России

Почему события в Америке значимы для Москвы?

Forbes
Прилипли к экранам Прилипли к экранам

Один час в день — столько можно проводить детям перед экраном

Огонёк
Америка такой не была Америка такой не была

Итоги промежуточных выборов в США

Огонёк
Протесты во Франции: горящие баррикады, слезоточивый газ и 130 задержанных Протесты во Франции: горящие баррикады, слезоточивый газ и 130 задержанных

Французы вторую неделю протестуют против роста цен на топливо

Esquire
Танец без границ Танец без границ

Российским артистам балета достаточно найти свой город и свою труппу

Vogue
Донна Каран рекомендует: 7 самых важных вещей делового гардероба Донна Каран рекомендует: 7 самых важных вещей делового гардероба

Стася Кульбацкая рассказывает, без чего не обойтись работающей женщине

Cosmopolitan
Управление по контролю Управление по контролю

Мы с детства учимся брать ответственность на себя и контролировать ситуацию

Psychologies
Смогут ли бриллианты стать лучшими друзьями инвесторов Смогут ли бриллианты стать лучшими друзьями инвесторов

Дефицит алмазов может превратить бриллианты в популярный защитный актив

Forbes
В Африку гулять... В Африку гулять...

По дорогам среди дюн экстремальной Сахары

Quattroruote
Запрет айфонов в Facebook: деловая этика или тирания? Запрет айфонов в Facebook: деловая этика или тирания?

Марк Цукерберг запретил топ-менеджерам использовать айфоны. И это нормально

Forbes
Пора валить. Почему вам надо искать другую работу Пора валить. Почему вам надо искать другую работу

Как понять, что вам пора искать новую работу

Forbes
Открыть в приложении