Помощь для помощи
24 тысячи НКО вошли в реестр «пострадавших от коронавируса некоммерческих организаций», созданный Министерством экономического развития. Всем им обещана государственная помощь. Представители НКО считают, что это новый этап развития социально ориентированного некоммерческого сектора в стране, ведь государство помогает НКО Наравне с бизнесом. Как некоммерческие организации объединяются, борются за выживание и добиваются поддержки от государства, узнал «Огонек».
— Раньше мы в месяц раздавали 50 продуктовых наборов,— рассказывает Ольга Шевелева, директор благотворительного фонда «Взамен» из Архангельска,— сейчас объем помощи, которую мы оказываем, вырос в 5 раз. Запросов стало гораздо больше. Большинство — это те, кто ранее в фонд не обращался. Матери-одиночки, которые работали в сфере услуг. Одинокие пенсионеры. Инвалиды, которые остались без поддержки. Так как все учреждения закрыты, инвалидность они продлить не могли, поэтому лишались пенсий по инвалидности. У нас была непростая задача. Во время карантина мы были ограничены 100 метрами от дома и ближайшими магазинами. Поэтому работали как посредник: принимали заявки на продуктовую помощь и ежедневно размещали у себя в группе «Вконтакте». Находили людей, которые готовы помочь, и состыковывали их с нуждающейся семьей, живущей рядом. В итоге за три месяца удалось раздать таким образом 558 продуктовых наборов. Нам самим не очень просто сейчас. Наша организация существует за счет пожертвований, но они сокращаются.
За последние три месяца очень вырос запрос на помощь у НКО от многодетных и малообеспеченных семей, семей с детьми-инвалидами, от взрослых людей с инвалидностью, женщин, страдающих от домашнего насилия, от пожилых людей… «НКО, которые работают с этими сложными группами, нужно было очень быстро увеличивать объемы оказания услуг,— говорит Марина Михайлова, директор архангельского центра “Гарант”,— cуть НКО в том, что они начинают помогать, невзирая на то, есть у них деньги или нет. Поэтому организации стали гораздо больше работать за счет собственных ресурсов, привлекая добровольцев, используя всевозможные резервы». В чрезвычайной ситуации НКО экстренно стали действовать в слепой для государства зоне — помогать тем, кому неповоротливый административный ресурс быстро помочь не может. Многие НКО изменили тип деятельности и стали заниматься тем, что оказалось востребованным именно сейчас.
Невидимый фронт
— У нас в Пермском крае объединились самые разные НКО и стали собирать продуктовые наборы нуждающимся,— рассказывает Светлана Маковецкая, директор пермского центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани».— «Лиза Алерт», организация, обычно занимающаяся поиском пропавших детей, собирала заявки на помощь, и ее волонтеры развозили продукты. НКО, для которой профильной была паллиативная помощь, собирала ланч-боксы для врачей, находившихся в больницах вахтово по две недели. Зоозащитные организации и НКО, помогающие бездомным, также занимались сбором продуктов и средств. Всем вместе нам удалось собрать и раздать тысячу продуктовых наборов. Их мы направляли уязвимым группам, которые по каким-то причинам оказались не видны государству. Например, семьям, у которых дети старше 16 лет, или тем, кто работал в «сером» секторе и потерял занятость, бездомным…
— У семей, которым мы помогали, нет интернета, телефоны у них кнопочные. Обучение онлайн, обращение за помощью через сайт госуслуг, общение с соцзащитой по электронной почте, как того требовали, для них просто невозможно,— говорит Анна Зуева, директор пермского НКО «Территория семьи».— У некоторых даже мобильные телефоны отключили за неуплату. Дело в том, что помощь от государства у нас в стране заявительная. А многие нуждающиеся не знают, как дать о себе знать. Поэтому очень много «невидимых» для государства стариков, нуждающихся семей, инвалидов. Мы работаем с ними. Количество наших подопечных выросло в 4 раза. Семьи напуганы, люди не понимают, что происходит и как получить даже ту поддержку, которую им обещало государство. У нас была семья с тремя детьми, которой в период самой жесткой самоизоляции отключили электричество за неуплату. Ну как они могут обратиться в соцзащиту, когда они даже телефон зарядить не могут? Нам потребовалось две с половиной недели, чтобы решить с Пермьэнерго этот вопрос. Обращений в месяц больше 400, хотя обычно было 50».