Планета как примета
Популярная тема последних недель — ретроградный Меркурий. Стоит ли жить с оглядкой на планеты, Луну и гороскоп?
Пока социологи в России фиксируют падение интереса к астрологии, по всему миру она переживает очередной расцвет. По крайней мере среди молодого поколения. Пример тому — ретроградный Меркурий, который прописался в соцсетях и информационных лентах.
Сначала немного ликбеза. Ретроградный Меркурий — это оптическая иллюзия, когда наблюдателю с Земли кажется, что эта планета начинает двигаться в обратную сторону. Меркурий бывает ретроградным чаще других «собратьев» по Солнечной системе — примерно три раза в год. И каждый раз астрологи бьют тревогу, советуя: не подписывать никаких важных документов, не совершать крупных покупок, не доверяться технике и еще много различных «не». Почему тревожит именно бизнес, а не, скажем, любовь? Все дело в названии планеты, отсылающей нас к древнеримскому богу — покровителю торговли и прибыли.
В последние годы интерес к ретроградному Меркурию, как и к астрологии в целом, заметно вырос. Судите сами. Вот март этого года: по всему миру произошел сбой Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Официальная версия: «изменения в конфигурации сервера». Но астрологи тут же предложили свое объяснение: ретроградный Меркурий! «Можете не верить в ретроградный Меркурий. Зато в него верит Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)»,— издевались пользователи соцсетей. В нынешний осенний «ретроград» — очередной всплеск интереса. Ну, к примеру, популярная сесть кофеен предложила фраппучино, посвященное ретроградному Меркурию, а на Хэллоуин (эти два события как раз совпали) можно было выбрать себе… соответствующий «прикид». Допустим, маску для сна с надписью «Разбудите меня, когда ретроградный Меркурий закончится» или халатик с созвездиями. Мода не обошла и Россию — один ювелирный бренд совместно с автором популярного телеграм-канала по астрологии выпустил капсульную коллекцию украшений — кулон в виде знака Меркурия и кольцо с лунными фазами.
А вот статистика: согласно Google, число запросов об этом явлении с начала 2010-х увеличилось в три раза! Объяснение? Западные эксперты кивают на миллениалов, которых, мол, не удовлетворяет действительность, вот они и обращаются к «практикам нью-эйдж» и астрологии, в частности. Согласно Pew research Center, в США 37 процентов женщин и 20 процентов мужчин верят в астрологию, причем самые высокие цифры среди людей среднего возраста и молодых (по России показатели чуть меньше — около 15 процентов населения). Косвенный признак популярности астрологии — модные стартапы. Пример: инвестиции в популярное сегодня приложение Sanctuary, уже прозванное «Uber от астрологии», за считанные дни составили 1,5 млн долларов. А вот другое, не менее популярное приложение — Co-Star, собравшее для начала более 5 млн долларов. От конкурентов оно отстроилось благодаря тому, что фактически является соцсетью: можно не просто получать гороскопы и натальные карты, но и сравнивать их с гороскопами других людей. С момента запуска в 2017 году приложение было скачено более 3 млн раз!
Есть ли научные доказательства того, что планеты, Луна или Солнце влияют на Землю и обитающих здесь существ? «Огонек» обратился за разъяснениями к Тамаре Бреус, доктору физико-математических наук и ведущему научному сотруднику лаборатории «Космическая погода» Института космических исследований РАН.
— Гравитационного влияния планет на людей мы не видим, хотя информация о каких-то небесных явлениях может воздействовать на психику излишне эмоциональных людей,— говорит эксперт.— Раньше увлекались парадом планет, когда они, вращаясь вокруг Солнца, выстраиваются друг за другом. Считалось, что в этом случае влияние усиливается, хотя по сравнению с другими факторами оно все равно пренебрежимо мало. А вот что действительно оказывает на нас влияние, так это Солнце и его атмосфера. По сути, мы погружены в потоки солнечной плазмы, они действуют на магнитосферу Земли, вызывая магнитные бури, полярные сияния.