Монастырь-призрак
Что не показали участникам Всероссийского съезда госорганов охраны памятников
Мы спешили в Вологду на Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры (прошел с 12 по 17 сентября.— «О»): начинало смеркаться, но не заехать в Корнилиево было нельзя. XVI век, мощи преподобного, основателя монастыря, что почивают под спудом, древность, былая слава. Всего 20 с небольшим километров южнее Вологды, километра полтора в сторону от федеральной трассы — и вот он, Корнилиево-Комельский монастырь на берегу Нурмы, в лесу, в тишине. Идиллии, впрочем, не было и в помине. Не то что в Вологодской области — во всей России, пожалуй, не сыскать столь ценного памятника XVI столетия, который находился бы в столь бедственном состоянии. Руины — уже не то слово. Это монастырь-призрак. Трещины, разломы в могучих стенах, провалившиеся древние своды, кирпичные завалы, лесок на них, небо, смотрящее в глазницы пустых окон.
В официальных списках памятников архитектуры это называется Трапезной палатой с Воскресенской церковью. Ее современники — Введенский собор и шатровая колокольня второй половины XVI века — уже погибли. Но и то, что выжило, впечатляет — грандиозная архитектура, исполинские своды, опирающиеся на центральный столп, как в Грановитой палате в Московском Кремле. Очень похоже на Трапезную в Ферапонтовом монастыре, которую историки связывают с именем знаменитого мастера XVI века Григория Борисова. Не знаю, сколько еще у ученых времени проверить эту гипотезу — надо спешить, иначе корнилиевская трапезная останется только на фотографиях. Руины стоят только благодаря крепости древних конструкций. Но и она ведь не беспредельна.
Глядя на эту разруху, пожалуй, можно еще представить, как в 1497 году в Комельский лес на берегу Нурмы пришел инок Кирилло-Белозерского монастыря Корнилий, будущий преподобный, выходец из знатной ростовской боярской семьи Крюковых. Как рубили здесь в 1501-м первый деревянный храм Введения Богородицы во Храм. Но с трудом верится, что бывали здесь великий князь московский Василий III с супругой Еленой Глинской. Что шумела в XVI веке у стен монастыря ярмарка. Что в обители были книгописная и иконописная мастерские. Что здесь Корнилий Комельский сочинил для монастыря устав, который считается третьим русским монашеским уставом — после трудов Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Что в 1765-м на монастырских источниках с