До последней буквы гепатита
ВОЗ намерена победить вирусный гепатит к 2030 году. Россия присоединилась к амбициозной инициативе, хотя пока у нас лечение получают всего 5 процентов пациентов. В деталях ситуации разбирался «Огонек»
Москвичка Зоя Карева решила стать донором почти спонтанно: сбор крови проходил прямо на улице. Добровольцы заходили в медицинскую машину, в которой и проводились все манипуляции. Через год Зоя собралась это повторить. Сдала предварительные анализы и получила ответ: «У вас пожизненный отвод». В крупном медицинском институте, куда Зоя обратилась за разъяснениями, ей сказали, что у нее гепатит С. На вопрос, откуда, медсестра уверенно ответила: «Наверняка наркотики или беспорядочные половые связи».
— Реакция медперсонала тогда, в 2011‑м, была настолько некорректной, что выбила ее из колеи. Моя жена никогда в жизни не принимала наркотиков, она не пьет и даже не курит, ведет вполне добропорядочный образ жизни,— рассказывает супруг Зои Каревой, теперешний руководитель межрегиональной общественной организации содействия пациентам с вирусными гепатитами «Вместе против гепатита» Никита Коваленко.— Мы столкнулись с абсолютным невежеством в отношении гепатита как среди пациентов, так и среди врачей, и особенно младшего медицинского персонала. Оказалось, что никакой профилактики, лечения и даже элементарной информации нет, больные оставались наедине со своими страхами.
Буквально через месяц после того как Зоя узнала диагноз, она вышла с плакатом на демонстрацию к Минздраву. Она призывала обратить внимание на эту болезнь. Кроме Зои в демонстрации участвовали две ее подруги: они раздавали листовки с информацией о заболевании. Пикет сняли телевизионщики, ролик увидели сотрудники НИИ эпидемиологии, которые позвали Зою на пресс-конференцию. Так она стала первым пациентом «с открытым лицом». Зоя публично рассказывала о своем заболевании, которого все обычно стесняются. После пресс-конференции было принято решение о создании некоммерческой организации «Вместе против гепатита». Зоя Карева принимала участие в клинических исследованиях препарата прямого противовирусного действия и вылечилась. Сейчас она здорова.
Зоя сделала то, что многие в нашей стране до сих пор считают невозможным. Ведь о том, что сегодня есть препараты, способные побороть ранее неизлечимую болезнь, у нас не знают не только пациенты, но и, как ни парадоксально, сами врачи.
Об этом говорили на круглом столе «Профилактика вирусных гепатитов и борьба с ними в РФ: проблемы и достижения», прошедшем в Москве. Он собрал все заинтересованные стороны: представителей Минздрава, главных специалистов федерального и регионального уровня, врачей, представителей пациентского сообщества с одной целью — сдвинуть с мертвой точки вопрос с лечением гепатитов в России.
Дело в том, что наша страна присоединилась к программе Всемирной организации здравоохранения по глобальному сокращению числа заболеваний вирусным гепатитом. Главные задачи общемировой стратегии внушают оптимизм: к 2020 году обеспечить лечение от гепатита В или С для 8 млн человек, а к 2030-му — сократить число новых случаев заражения на 90 процентов. Главный вопрос: как это сделать у нас в стране, которая занимает шестое место по общему числу больных гепатитом С после Китая, Пакистана, Нигерии, Египта и Индии. Всего зарегистрировано около 700 тысяч инфицированных вирусом гепатита С, но реальная распространенность может быть в 5–7 раз больше.
— В целом можно говорить о том, что сегодня получают лечение примерно 5 процентов пациентов,— говорит Владимир Чуланов, руководитель Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора, заведующий научно-консультативным клинико-диагностическим центром ФБУН Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.
Если же гепатит не лечить, то он приводит к необратимому поражению печени с летальным исходом.
Основная проблема — в России до сих пор нет федерального закона, определяющего порядок лечения и профилактики гепатита. Поэтому в разных регионах России доступность медицинской помощи больным гепатитом В и С существенно отличается.
— Отсутствие целостной, комплексной программы было нашей основной трудностью,— говорит Владимир Чуланов.— И вот, наконец, Минздрав разработал проект федерального закона «О биологической безопасности РФ». Этим законом предусмотрена разработка долгожданного федерального закона «О предупреждении распространения вирусных гепатитов в Российской Федерации». Создание такой серьезной программы требует времени, мобилизации ресурсов и экспертов. Мы не можем это откладывать. Наша задача — создать план действий.