О феномене женского лидерств
Есть ли отличия между «мужским» и «женским» лидерством и, если есть, каковы особенности становления женщин-лидеров — рассказывает проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей» Мария Афонина
Феномен женского лидерства изучается в современной отечественной гуманитарной науке уже много лет. Это междисциплинарное явление на стыке психологии, педагогики, экономики и менеджмента, социологии, политологии, демографии. В основе женского лидерства лежит одна из целей устойчивого развития, провозглашенная ООН, — обеспечение гендерного равенства для девочек и женщин во всем мире.
В России законодательство об образовании гарантирует женщинам равные с мужчинами права. Однако, по данным разных исследований, в профессиональном плане условия для женщин и мужчин различаются, а оплата труда женщин меньше в среднем на 37%.
Поэтому развитие женского лидерства в повестке формирования условий гендерного равенства видится как взаимонаправленный процесс. Государства и мировые общественные институты создают условия для развития прав и возможностей женщин, сами же женщины стараются реализовать эти возможности для личностного и карьерного роста.
Ученые до сих пор предпринимают попытки доказать, основываясь на генетическом различии гендеров, что у женщин и мужчин разные способности, умения и обучаемость. В 2005 году президент Гарвардского университета Лоуренс Саммерс заявил, что мужчины в силу своей генетической природы лучше справляются с математикой и естественными исследованиями, чем женщины. Спустя пять лет Джеймс Прескотт и команда его соавторов, изучая математически одаренных подростков, доказала обратное: межполушарные связи, которые чаще более развиты у женщин, чем у мужчин, дают больше способностей к математике и формируют математический склад ума.
В конце ХХ — начале XXI исследования биологически обусловленных отличий женского и мужского поведения основывались на эндокринологии. Ученые высказали ряд гипотез об особенностях женского поведения, обусловленного специфическими для женщин гормонами. В первую очередь исследовали андрогены, эстрогены и прогестероны. В 2008 году Корнелия Файн ввела в оборот термин «нейросексизм», объединяющий все подобные наблюдения и эксперименты, которые объясняют различия в поведении или умственных способностях мужчины и женщины разницей в строении их мозга или в особенностях эндокринной системы. Однако подобные нейрофизиологические исследования обнаруживают не только негативные для гендерного равенства отличия, но и позитивные.