История одного дома
Дизайнер Евгения Жданова рассказывает историю дома и сада, на которые набрела случайно и которые оказались хранителем жизни советского учёного Николая Ракицкого и его жены, известной писательницы Софьи Федорченко. Невероятная судьба обоих вдохновила Евгению на реконструкцию пространства, которое сегодня превращается в целый культурный проект.
В Тарусу – городок в Калужской области — я много лет ездила к маме, у неё здесь была дача, потом домик. И в этом домике мы с детьми оказались во время пандемии, в двухмесячном, можно сказать, заточении. Из развлечений – прогулки. Как-то мы с Серёжей, моим сыном, проходили около Дома литераторов и вдруг услышали итальянскую речь. Навстречу нам шли двое роскошных мужчин в белых рубашках, в красивых джемперах. Разойтись на узенькой тропиночке было невозможно, между нами завязался разговор, и оказалось, что встретили мы не кого иного, как Марка Бравуру. Бравура – знаменитый итальянский скульптор, мозаичист, который живет и работает в Тарусе. Он пригласил меня в мастерскую, мы подружились, начали общаться. Дальше случились знакомства с другими художниками, с коллекционерами, меценатами, со всеми теми людьми, которые формируют творческое сообщество Тарусы, её особую атмосферу. Я захотела купить здесь дом, начала искать и почти сразу увидела странное объявление.
Обычно в объявлениях люди стараются дать много хороших фотографий, а тут – два снимка отвратительного качества, сделанных, видимо, на старый телефон. Один – дремучий сад с фрагментом фасада, второй – крупный план изразцов. Когда я увидела эти изразцы, мой намётанный глаз, конечно, среагировал. Я поняла, что они старые, XIX век, сам дом построен в 1929 году, и владел им Николай Ракицкий, известный агроном, то есть какая-то история интересная за всем этим стоит. Позвонила, спросила можно ли посмотреть. «А вы когда хотите?» – спросили меня. Я говорю: «Ну минут через 15». И через 15 минут я уже стояла перед калиткой.
Пройти здесь было тогда невозможно, всё заросло, и, как в джунглях, надо было раздвигать ветки, чтобы добраться до крылечка. Когда ветки начали гладить меня по плечам, когда со всех сторон поплыли невероятные ароматы, цвела амурская сирень, когда я вошла внутрь, увидела завалы хлама, сквозь которые то там, то здесь проглядывало интересное, я начала осознавать, чем этот дом наполнен и что здесь может быть. Через три дня мы подписали документы купли-продажи.