Работа горя: 6 фильмов, которые учат проживать потерю
На примерах из известных фильмов рассказываем, что такое утрата и какие шаги помогают ее пережить.
«Всегда» — пожалуй, самая известная цитата из саги о Гарри Поттере. Слово, которое произносит профессор Снейп в ответ на вопрос о погибшей возлюбленной Лили. Это ода верности, подлинной любви и непрожитой потере. За полтора десятка лет, минувших с момента смерти Лили, в сердце Северуса Снейпа ничего не изменилось. Его горе законсервировано, а значит, он каждый день проживает его заново. Точно так, как в тот самый момент, когда он обнаружил ее на полу дома в Годриковой впадине.
Пять стадий
Отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — пять стадий проживания утраты когда-то открыла для нас Элизабет Кюблер-Росс. Знала ли она, что ее работа о смерти и горевании значительно расширит ассортимент мемов и шуточек о ненавистной работе в офисе? Едва ли. Кюблер-Росс пишет о горевании как о естественном процессе: психика постепенно сама совершает эмоциональную работу, переходя от одной стадии к другой. Они перетекают друг в друга, последовательно сменяются, а все страдания человека лечит время — великий лекарь.
Если бы все было так просто, в МКБ-11 не появилось бы нового диагноза — «Длительное расстройство горя». А значит, бывают случаи, когда одного времени недостаточно, а реальное проживание утраты выходит за рамки пяти стадий Кюблер-Росс.
Продлевать горе легче, не проживая его. Отрицание потери может быть продиктовано чувством вины, неразрешенными конфликтами, неосуществившимися ожиданиями
Например, фильм «Дикая» (режиссер Жан-Марк Валле, 2014) основан на реальных событиях. Героиня собирает по кусочкам психику, расколотую травмой — потерей матери. Проживать утрату в этом случае значило бы горевать из-за ее непрожитой, несчастливой жизни, а также прочувствовать весь спектр эмоций по поводу ее гибели: вину перед ней, гнев за несправедливость мира из-за ее смертельного диагноза, благодарность за воспитание, собственное бессилие, печаль, скорбь и боль от того, что потеря необратима. В первые четыре года после смерти матери героиня выбирает эмоциональную анестезию, чтобы ничего не чувствовать, — секс, наркотики и рок-н-ролл.