Новый Китай: чем индийский рынок онлайн-образования привлек инвесторов и бизнес
Последние несколько лет индийский рынок образовательных технологий притягивает к себе внимание инвесторов и бизнесменов со всего мира. По итогам 2021 года страна вышла на второе место после США по объему привлеченного в онлайн-образование венчурного капитала. Сегодня индустрия оценивается в несколько миллиардов долларов. Почему инвесторы и образовательные компании, в том числе из России, верят в индийский EdTech, как устроен этот рынок и какие ниши на нем все еще свободны, рассказывает руководитель международного направления образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Леонид Башлыков
Население Индии растет настолько стремительно, что в обозримом будущем обгонит китайских соседей. Образование здесь считается мощным социальным лифтом, а вместе с тем и главным приоритетом для почти 1,5 млрд человек. Ожидается, что к 2025 году локальная аудитория пользователей, готовых платить за образовательные сервисы, составит 37 млн. При этом на онлайн-образовательном рынке до сих пор остается много незанятых ниш, несмотря на явную конкуренцию со стороны местных технологических гигантов.
Другое русло инвестиций
На протяжении последних пяти лет Китай удерживал первенство по объему венчурных инвестиций в EdTech, причем со стабильным ростом. В 2020 году местные компании привлекли более $10 млрд, однако уже в 2021-м в стране случился коллапс рынка образовательных технологий. Причина — новые государственные регуляции, которые сильно ограничили возможности игроков как в способах заработка, так и в выходе на публичные рынки торгов. Инвесторы заметно охладели к китайским EdTech-стартапам. Объем вложений в индустрию в 2021 упал в три раза и, скорее всего, уже не вернется к тем же значениям в ближайшие годы.
Зато на конкурирующих рынках, в США, Европе и Индии, случился настоящий бум. Это видно по резкому росту количества и объемов сделок в этих регионах. Согласно отчету HolonIQ, в новой диспозиции первенство взяли США с $8,3 млрд инвестиций за 2021 год, на второе место вышла Индия с $3,8 млрд, на третье — Европа с $3 млрд.
В начале 2022 года в Индии появился еще один, шестой по счету, EdTech-«единорог» (компания стоимостью $1 млрд и более) — LEAD school. В январе стартап привлек $170 млн инвестиций при оценке в $1,1 млрд. Индийские компании BrightChamps, Teachmint, Cuemath, Classplus и несколько других проектов претендуют стать следующими в списке индийских «единорогов» и, вероятно, в 2022-м у них это получится. Самым известным и крупным в Индии игроком остается BYJU’s — к слову, это самая дорогая EdTech-компания в мире. Только за 2021 год она привлекла $1,3 млрд и достигла оценки в $21 млрд.
Иностранные инвесторы, в том числе всемирно известные фонды Tiger Global, Chan-Zuckerberg Initiative, GenGlobal Bright Corp, Tencent, Sequoia Capital, Owl Ventures и Accel Partners, активно включились в гонку за рынок образования Индии. Большую часть инвестиций пока «оттягивают» на себя 10 крупнейших местных стартапов, но аналитики прогнозируют грядущую диверсификацию отрасли. Вероятно, в ближайшие годы число небольших сделок будет расти. Кроме того, в Индию может хлынуть поток китайских инвесторов, которые больше не могут эффективно работать на большом, но скованном ограничениями внутреннем рынке.
Анатомия рынка
Один из ключевых драйверов рынка образования в Индии — уже упомянутый бурный рост населения. По данным ООН, сейчас его численность составляет 1,4 млрд, из них 360 млн (26%) моложе 14 лет. Для сравнения: в Китае при населении 1,45 млрд на эту возрастную категорию приходится ощутимо меньше — 260 млн (18%). Если динамика сохранится, к 2030 году Индия обгонит азиатского соседа по количеству жителей в абсолютном значении.
Второй по значимости драйвер — рост благосостояния местных жителей. На протяжении последних 20 лет ВВП на душу населения в Индии растет в среднем на 8% в год. В 2021-м этот показатель достиг $2100 — все еще немного по сравнению с развитыми странами. Однако даже при этой разнице индийские родители начинают активно инвестировать в детское образование. По нашим расчетам, примерно 40–45% из 270 млн школьников учатся в частных школах. Около 100 млн детей занимаются дополнительно в частном порядке, из них 10–15 млн — в онлайн формате.