Нервы на пределе: почему российские власти рассердились на заметку о рейтинге Путина
Российское посольство в США на прошлой неделе резко отреагировало на статью агентства Bloomberg, где упоминалось о падении рейтинга Владимира Путина. О том, что вызвало такой необычный всплеск эмоций и как он связан с тревогами по поводу предстоящего голосования о поправках к Конституции, рассуждает заместитель директора Левада-центра социолог Денис Волков.
В минувшие выходные российское посольство в США обрушилось с резкой критикой на американское новостное агентство Bloomberg, обвинив его в продвижении «фейковых графиков» с рейтингами Владимира Путина и создании «ложных визуальных образов об «отрицательной динамике» в России». Очень скоро к российским дипломатам присоединились отечественные парламентарии, которые намерены обсудить публикацию с руководителем российского бюро Bloomberg. Первый замруководителя фракции Единой России в Госдуме Адальби Шхагошев даже подчеркнул, что Россия может пойти на «жесткие меры», если ситуация не улучшится.
На первый взгляд сложно понять, что послужило причиной столь нервной реакции. Дело в том, что в статье Bloomberg, на которую ополчились российские государственные мужи, говорится не столько о рейтингах, сколько о возможном скором объявлении новой даты голосования по поправкам в Конституцию. Голосование, изначально намеченное на конец апреля, было отложено на неопределенный срок в связи с всероссийским карантином. Единственный приведенный в тексте график о доверии президенту призван был проиллюстрировать тезис о снижающейся поддержке первого лица. Более того, использовавшиеся цифры были взяты журналистами непосредственно с официального сайта государственного центра изучения общественного мнения ВЦИОМ. Формулировка вопроса аккуратно и точно воспроизведена в примечании к графику. Каждый, кто хорошо владеет английским языком, может сам сопоставить текст публикации и данные опросного центра. Откуда же такие эмоции вокруг этого материала?
Смена методологии
Для начала придется вспомнить, что ровно год назад вокруг социологических замеров поддержки Владимира Путина уже возникал скандал. Тогда тот же ВЦИОМ объявил, что меняет методику измерения доверия президенту. Ранее для этого использовался открытый вопрос: респондентов просили самостоятельно назвать имена 5-6 политиков, которым они доверяют. Кого респонденты называли, тех интервьюеры и записывали. Данные, полученные таким образом, заметно отличались от ответов на прямой вопрос об одобрении деятельности конкретно Владимира Путина, когда респондент должен был определиться с ответом, одобряет ли он его деятельность на посту президента или нет. Показатели поддержки, полученные