Кинокомпозитор Анна Друбич о позиции женщин в индустрии

ForbesРепортаж

«Не пытайся изобразить то, что уже слышал»: композитор Анна Друбич — о работе с Гильермо дель Торо и Валерием Тодоровским

Кинокомпозитор Анна Друбич — лауреат «Золотого орла» и дважды лауреат «Ники» за музыку к фильмам, она сотрудничает с Netflix и «КиноПоиском». Forbes Woman поговорил с ней о том, как строится ее сотрудничество с режиссерами и продюсерами в России и США, каковы позиции женщин в индустрии и как меняется звучание фильмов в XXI веке

Юлия Шампорова

Фото annadrubich / instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

Анна Друбич написала музыку к фильмам Валерия Тодоровского «Одесса» и «Гипноз» (за оба получила премию «Ника»), фильму «Страшные истории для рассказа в темноте» продюсера Гильермо дель Торо, серии документальных фильмов Леонида Парфенова «Русские евреи», сериалам «Оптимисты», «Улица страха» (выйдет на Netflix) и «Спойлер» (выйдет на «КиноПоиск HD»). Сыграла несколько ролей в фильмах своего отца, режиссера Сергея Соловьева.

— В этом году вы стали обладательницей двух премий «Ника» за музыку к фильмам «Одесса» и «Гипноз» Валерия Тодоровского — и при этом были единственной женщиной в номинации. Как вы оцениваете ситуацию с женщинами в профессии композитора в России и за рубежом?

— В Америке это актуальная тема. В прошлом году женщина-композитор из Исландии Хильдур Гуднадоуттир получила «Оскар» за музыку к фильму «Джокер», и это подстегнуло интерес к женщинам-композиторам. Было много публикаций, Хильдур была на обложке Variety и многих других известных журналов.

В том же году я получила «Золотого орла» за музыку к фильму «Одесса» Валерия Тодоровского. Мне было интересно, как обстоят дела в России, я провела небольшой ресерч, и оказалось, что и на «Нике», и на «Золотом Орле», и даже на «Белом слоне» я была единственной женщиной в номинации.

В Америке огромное количество женщин-композиторов. Они часто говорят о том, что у них не было возможности писать музыку для высокобюджетных блокбастеров вроде проектов Marvel. Поэтому там сильно женское движение, есть альянсы женщин-композиторов, форумы и т.д. В Америке вообще принято создавать отдельные сообщества на каждый вид деятельности.

У нас этого нет. В России я пока знаю очень мало женщин-композиторов, которые движутся в сторону создания киномузыки. Но мне кажется, в российском кино наблюдается большая тенденция прихода женщин во все сферы кино — и в режиссуру, и в операторское искусство. Уверена, что постепенно и в киномузыке их станет больше.

— В одном из интервью вы рассказывали, что ваш первый учитель, композитор Исаак Шварц говорил вам, что женщина не может быть композитором. Как вы думаете, откуда вообще возникла эта мысль? И почему даже сегодня в индустрии так мало композиторов-женщин?

— Его же слова: «Деточка, запомни, нет никакой киномузыки. Есть хорошая музыка и не очень». Я считаю, что это касается и композиторов: есть хорошие и не очень. Меня приглашают писать музыку просто потому, что людям нравится, как я сочиняю, а не потому, что я женщина.

То, что женщин-композиторов не так много, думаю, связано со сложившимися привычками. Еще в этой профессии есть специфика, связанная с тем, что создание киномузыки — очень технологичный процесс: нужно работать в компьютерных программах, разбираться в многочисленных плагинах, синтезаторах и так далее. Возможно, играет свою роль стереотип о том, что женщины хуже справляются с техникой, — хотя для меня, например, это всегда было естественно.

Американская индустрия устроена иначе: бывают запросы именно на женщин-композиторов или композиторов — представителей этнических меньшинств. Продюсеры стараются, чтобы состав команд был этнически и гендерно сбалансирован.

— А как вы к этому относитесь?

— Неоднозначно. Но это дает шанс одаренным людям преодолеть стереотипы, войти в индустрию. А главное, это дает возможность экспериментировать — использовать новые, нетрадиционные инструменты, добиваться необычного, странного, альтернативного звучания.

— Насколько вы чувствуете рост «women power» в отечественной и зарубежной киноиндустрии?

— В российской киноиндустрии нет никакого «women power» даже близко — пока здесь патриархат. В Америке другая крайность, даже пугают такие перегибы — уже как-то чересчур. У меня бывали случаи, когда агент говорил: «есть такой-то проект, к нему хотят привлечь именно женщину-композитора». В общем, белым мужчинам-гетеросексуалам в Америке сейчас весьма непросто. Очень надеюсь, что это временный «чересчур».

— Вы чувствуете эти изменения на себе?

— После того, как я написала музыку к фильму Гильермо дель Торо, со мной связалось Kraft-Engel Management — одно из крупнейших агентств, которые работают с композиторами в Америке. В этом агентстве состоит Дэнни Эльфман, Александр Деспла, самые крупные мировые композиторы. Это не было напрямую связано с тем, что я женщина, но сам запрос на диверсификацию повышает шансы для женщин в профессии: продюсеры стали более открытыми, готовы работать с разными людьми. Однако при отборе все равно смотрят на талант, умения, творческий потенциал.

— Вы из известной кинематографической семьи, и я предполагаю, что для вас порог входа в индустрию был не так высок, как для обычной девушки, закончившей консерваторию, к примеру.

— Сколько раз я слышала: «Папа помог». Да, моя первая картина была сделана с отцом. В то время он снимал «Анну Каренину» и хотел работать с известными композиторами, но съемки шли трудно, превращались в «долгострой». Такой дистанции никто не выдерживал: менялись операторы, гримеры и даже актеры — ну и композиторы, конечно. И однажды отец приходит ко мне и говорит: «Слушай, ты же музыкант — напиши вальс для сцены бала, где Анна впервые танцует с Вронским. Мне снимать не подо что. Столько лет учишься музыке — не можешь мне вальс написать?» Меня задело, и я написала вальс. Отцу очень понравилось, он как-то совсем по-другому начал на меня смотреть. Дальше — больше, он попросил еще вариант. Так я написала всю музыку и стала композитором фильма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

DDoSтать до потолка: как и почему за 2024 год изменились сетевые кибератаки DDoSтать до потолка: как и почему за 2024 год изменились сетевые кибератаки

Как изменился ландшафт DDoS и что этому способствовало

Forbes
Сколько информации мы производим ежегодно, и где она хранится Сколько информации мы производим ежегодно, и где она хранится

Каждый день на Земле мы генерируем 294 миллиарда электронных писем

Популярная механика
Как отменяют Макгрегора: удалили из видеоигры, магазины изымают напитки с его именем Как отменяют Макгрегора: удалили из видеоигры, магазины изымают напитки с его именем

Все про процесс «отмены» Макгрегора

Forbes
3 шага в борьбе с привычной тревожностью 3 шага в борьбе с привычной тревожностью

Есть ли эффективный способ борьбы с тревожностью?

Psychologies
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Истребители пятого поколения успешно осуществили связь с помощью разведчика U-2 Истребители пятого поколения успешно осуществили связь с помощью разведчика U-2

Инженеры смогли наладить коммуникацию между истребителями пятого поколения

Популярная механика
Градусы разных широт: 15 занимательных историй об алкогольных напитках мира Градусы разных широт: 15 занимательных историй об алкогольных напитках мира

История крепкого алкоголя разных стран

Maxim
Это убивает твой стиль! 7 причин, почему ты покупаешь неправильную одежду Это убивает твой стиль! 7 причин, почему ты покупаешь неправильную одежду

Чтобы шопинг прошел успешно, к нему нужно подойти с умом

Cosmopolitan
«Алешка-атаман»: история разведчицы Елены Колесовой, которую боялись фашисты «Алешка-атаман»: история разведчицы Елены Колесовой, которую боялись фашисты

Елена Колесова отправилась воевать, когда ей был 21 год, а погибла в 23 года

Cosmopolitan
Что нужно знать о норме сахара в крови Что нужно знать о норме сахара в крови

Рассказываем о норме сахара и о том, как ее контролировать

РБК
Она и он Она и он

В бунинском «Деле корнета Елагина» практически ничего не придумано

Дилетант
8 фактов о фильме «Список Шиндлера» 8 фактов о фильме «Список Шиндлера»

«Список Шиндлера» — умопомрачительно серьезный фильм Стивена Спилберга

Maxim
От «Бешеных псов» до «Вдов»: топ-11 улетных фильмов про ограбления от Playboy От «Бешеных псов» до «Вдов»: топ-11 улетных фильмов про ограбления от Playboy

Взрывоопасная подборка фильмов про преступников, замысливших дерзкие ограбления

Playboy
«В метро я с мужчинами на равных»: история женщины-машиниста «В метро я с мужчинами на равных»: история женщины-машиниста

Машинистка метро о том, как она выбрала эту необычную профессию

Psychologies
Доказано, что люди отравляли океан микропластиком даже полвека назад Доказано, что люди отравляли океан микропластиком даже полвека назад

Пластиковый мусор разлагается на микрочастицы в океане еще с 1950-х

Популярная механика
Одна вокруг света: мексиканский город-призрак и опасная дорога в горах Одна вокруг света: мексиканский город-призрак и опасная дорога в горах

120-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
«Игра престолов» в космосе: фантастические циклы для поклонников саги Джорджа Мартина «Игра престолов» в космосе: фантастические циклы для поклонников саги Джорджа Мартина

Циклы, которые имеют все шансы прийтись по вкусу любителям «Игры престолов»

Популярная механика
Обед во дворце: 7 продуктов, которые Елизавета II запретила есть своей семье Обед во дворце: 7 продуктов, которые Елизавета II запретила есть своей семье

Принадлежность к королевской семье – это масса ограничений

Cosmopolitan
Британцы разработали назальный спрей для лечения болезни Паркинсона Британцы разработали назальный спрей для лечения болезни Паркинсона

Ученые нашли новый более эффективный способ терапии болезни Паркинсона

N+1
От вызова обществу до элемента люкса: как пирсинг вновь стал модным От вызова обществу до элемента люкса: как пирсинг вновь стал модным

Дизайнеры со всего мира настойчиво возвращают в моду пирсинг

РБК
Глава из книги лауреата Букеровской премии Говарда Джейкобсона «Немного пожить» Глава из книги лауреата Букеровской премии Говарда Джейкобсона «Немного пожить»

Первая глава из новой книги Говарда Джейкобсона «Немного пожить»

СНОБ
«Самый дорогой развод»: суд в Англии разрешил бывшей жене Потанина подать новый иск о разделе имущества «Самый дорогой развод»: суд в Англии разрешил бывшей жене Потанина подать новый иск о разделе имущества

Миллиардеру Владимиру Потанину грозит самый дорогой раздел имущества

Forbes
Я хуже своего аккаунта Я хуже своего аккаунта

Подростки и противоречия между своей «внешней» позицией и личными переживаниями

СНОБ
Тело как улика Тело как улика

10 советов и техник, которые помогут принять себя и свое отражение в зеркале

Лиза
Страдал от бессонницы, но создал многомиллионный бизнес на подушках: история MyPillow и её основателя Майкла Линделла Страдал от бессонницы, но создал многомиллионный бизнес на подушках: история MyPillow и её основателя Майкла Линделла

Как Майкл Линделл создал империю по производству подушек

VC.RU
Залика Рид-Бента: Жареный плантан Залика Рид-Бента: Жареный плантан

Отрывок из сборника рассказов «Жареный плантан» Залики Рид-Бенты

СНОБ
От Алисы в Стране чудес до Мюнхгаузена От Алисы в Стране чудес до Мюнхгаузена

8 совсем не сказочных психических расстройств со сказочными названиями

Лиза
Приручение Зиланта Приручение Зиланта

Брикет каучука похож на чак-чак, татарское медовое лакомство

Эксперт
У меня больше не было права на ошибку У меня больше не было права на ошибку

Дарья Повереннова дала себе еще один шанс на любовь

Добрые советы
«Почему бы правительству не начать просто пользоваться этими деньгами?»: бизнес о предложении изъять у металлургов 100 млрд рублей «Почему бы правительству не начать просто пользоваться этими деньгами?»: бизнес о предложении изъять у металлургов 100 млрд рублей

Андрей Белоусов заявил о плане нового изъятия у металлургических компаний

Forbes
Открыть в приложении