Школа и счастье
Благополучие школьников: их здоровье, ментальное состояние и социальная жизнь — становится критерием качества обучения.
Один из самых влиятельных проектов в области образования PISA теперь оценивает уровень wellbeing. Школа действительно способна ощутимо повлиять на детское счастье. Ученики проводят здесь несколько лет и вместе со знаниями имеют шанс приобрести полезные привычки и навыки, которые помогут быть здоровыми и счастливыми на протяжении жизни.
Проект EdDesign Mag более пяти лет изучает образовательную среду и в мае 2023 года выпустил гайд: как школа может комплексно заботиться о благополучии учеников. Гайд включает в себя девять пунктов, не связанных напрямую с академическим обучением, однако влияющих на его результаты.
Климат снаружи
Скандинавские исследователи установили, что дети, играющие в естественных ландшафтах, имеют более крепкое здоровье, развитую моторику, баланс и координацию. Они реже ссорятся и испытывают недостаток кооперации, а их игры выглядят более креативными. На улице дети не заражают друг друга и получают, пусть и минимальную, физическую нагрузку.
Внедрив в ежедневную рутину привычку гулять на переменах, как это делают, например, ученики в Финляндии, школа обеспечит детям «прививку» от близорукости. «Диверсифицированное зрение, пожалуй, единственный способ профилактики близорукости. Сейчас это особенно важно из‑за гаджетов»,— говорит педиатр Федор Катасонов.
Как мотивировать школьников на прогулки? Организовать не один, а несколько гардеробов, чтобы одеваться без очередей. Систематизировать выбор верхней одежды (например, непромокаемые комбинезоны для малышей осенью). На больших переменах можно устраивать перекусы в формате пикников на улице.
Климат внутри
Большинство зданий школ не слишком комфортны. В классах в четыре раза больше людей, чем в офисах, и концентрация загрязнителей воздуха в школах выше. От дизайна физической среды — воздуха, света и акустики — зависит четверть учебных результатов.
Дети чувствительнее взрослых к температуре и влажности и вдыхают больше воздуха в расчете на единицу веса. Поэтому на результатах экзаменов может отражаться даже невысокая скорость вентиляции, снижающая детское внимание, память и концентрацию. А простое понижение температуры воздуха на один градус улучшает результаты математического теста на 13%.
Чем выше температура в помещении, тем выше должна быть влажность. Оптимальная температура — около 20 градусов при влажности не ниже 45%, лучше всего — 55–60%. За низкие учебные результаты ответственна и плохая акустика. Она не только ухудшает показатели разборчивости речи, скорость чтения и результаты стандартных тестов по школьным предметам у детей 7–11 лет, но и влияет на социальный климат. Дети, которые учатся в классах с плохой акустикой, хуже оценивают отношения с одноклассниками и учителями. Из‑за высокого уровня шума (59–87 дБ) школьники могут больше уставать.
Детям нужны пространства, где они могут расслабиться, поэтому шумные помещения важно балансировать тихими местами, говорит генеральный директор ED Architecture Елена Аралова. В школе можно поставить акустические кресла, развернутые спиной к основному трафику, или сделать уединенные пространства для отдыха. Уровень шума можно регулировать правилами, сделав, например, зоны, свободные от разговоров по телефону.
По той же причине стоит различать форматы освещения. Теплые оттенки света (2800–3000 К) расслабляют, а холодные (свыше 5000 К) увеличивают скорость реакции (нужную, например, на тестах и контрольных). Ровно залитая светом среда помогает ученикам концентрироваться на уроке, а прямые и отраженные от других поверхностей блики могут снизить уровень внимания точно так же, как слишком яркий дневной свет.
Спорт
Движение наряду с игрой — один из важнейших естественных способов обучения маленьких детей. Физическая активность снижает уровень тревоги и повышает самооценку, уменьшает риск развития депрессии. Интересно, что в процессе движения, при чтении и при решении математических задач у детей активизируется одна и та же область мозга, а школьники, практикующие аэробные тренировки, лучше читают по сравнению с неспортивными сверстниками.
По стандартам норма активности в младшем школьном возрасте — это пятиминутка в середине урока. Но по факту малыши должны сменять деятельность и двигаться в течение урока — например, зайти в класс как кто‑то из животных, взять задания, разложенные учителем в разных углах класса, читать в одном месте, а писать в другом.
Школа может сделать движение частью всех академических занятий. Это будет хорошо влиять на память, концентрацию и поведение, пробуждая нейроны и электрические связи, которые помогают ребенку познавать новое. Спорт может стать не уроком, а способом отдыха или смены деятельности, а школы, обладающие инфраструктурой для этого, могут позволить детям выбирать тип спортивной активности: гимнастику, футбол, йогу, танцы.