Развитие художественного дара Поленова можно отнести к заслугам его семьи

Наука и жизньКультура

Василий Поленов — живописец и архитектор

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) прошёл через увлечение академизмом, стоял у истоков пленэрной живописи в России, был одним из самых ярких художников-ориенталистов и новатором в области театрально-декорационного искусства. Во многих произведениях основополагающую роль играли архитектурные мотивы.

Дарья Манучарова, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи.

Развитие художественного дара Поленова можно отнести к заслугам его семьи. От матери, Марии Алексеевны, художник, по его словам, «унаследовал страстную любовь к живописи». Его прадедом был крупнейший архитектор и мыслитель XVIII века Николай Александрович Львов. Отец художника, Дмитрий Васильевич, служил секретарём русской миссии в Афинах, участвовал в раскопках. Своим интересом к древнегреческой культуре он увлёк сына. Дмитрий Васильевич познакомил детей и с русской стариной. Поездка Василия в шестнадцатилетнем возрасте с отцом и братом по древним русским городам оказала неоспоримое влияние на развитие архитектурных способностей будущего художника.

В 1863 году Поленов поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1866 году был принят в класс исторической живописи. Одновременно он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон. 1875 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

За картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств Санкт-Петербурга) Василий, наряду с Репиным и ещё тремя выпускниками Академии, получил Большую золотую медаль. К концу академического периода в его полотнах на исторические темы появляются сложные ракурсы, живописная передача фактурной поверхности архитектурных памятников. Поленов настолько преуспел в постижении основ зодчества, что, по словам Репина, «ещё будучи учен[иком] Акад[емии] худ[ожеств], он некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания».

После окончания Академии с золотой медалью Поленов получил право на шестилетнюю пенсионерскую командировку для совершенствования мастерства. За это время он побывал в Австрии, Германии, Швейцарии, Англии, путешествовал по Италии и, наконец, приехал в Париж. Там он сблизился с Алексеем Петровичем Боголюбовым, оказывавшим поддержку пенсионерам Академии художеств за границей. Лето 1874 года по приглашению Репина и по совету Боголюбова Поленов провёл в местечке Вёль в Нормандии, где в разные годы работали известные французские художники. Результатом этой поездки стали этюды с изображением тихих уголков природы: «Белая лошадка. Нормандия», «Мельница на истоке речки Вёль. Этюд» (обе — Музей-заповедник В. Д. Поленова), «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» (ГРМ). В этих наполненных светом и воздухом пленэрных произведениях художник впервые добился той особой звучности цветов, которая позже будет восхищать в его произведениях художников-современников, особенно младшего поколения.

В 1875 году в Париже Поленов увидел работы испанского художника Мариано Фортуни (1838—1874), о которых отзывался как о подлинном откровении. Через увлечение манерой Фортуни прошли любимый учитель Поленова П. П. Чистяков и многие другие художники. В манере Фортуни выполнен один из первых эскизов к монументальному полотну Поленова «Христос и грешница». Действие разворачивается на фоне одноэтажного каменного здания кубической формы. Фигуры людей схематично намечены цветовыми пятнами и кажутся бесплотными, в то время как храм будто вылеплен — такой эффект создают размашистые мазки, обозначающие тень от кипариса слева.

Выпускники Императорской Академии художеств. Слева направо сидят: П. О. Ковалевский, И. Е. Репин, М. А. Кудрявцев, К. А. Савицкий, Е. К. Макаров; стоят: В. Д. Поленов, Е. Ф. Урлаб. Фото 1871 года. Государственная Третьяковская галерея.

Во время пенсионерской поездки Поленов работал над историческими картинами, изображение архитектуры в которых имело первостепенное значение. Это подтверждают слова Репина: «Будучи пенсионером Ак[адемии] х[удожеств] в Париже в 1872-3-4-5 и 6-м годах он (Поленов. — Прим. Д. М.) начинал много картин архитектурного характера, б[ольшей] ч[астью] Ренессанса и готики. Затевались драмы внутри дворцов и замков; красивые залы, дивно освещённые, великолепные троны, колонны — картины грандиозные и совсем готовые, оставались только люди... И тут художник охладевал, бросал все чары Средневековья и забывался в природе, писал пейзажи...»

Первое крупное произведение, выполненное Поленовым в Париже, — «Право господина» (1874, ГТГ). О возникновении замысла картины художник вспоминал: «Путешествуя прошлый год по Германии, осматривал я старые феодальные замки. Бродя по развалинам рыцарских “бургов”, а потом спустясь в долину, где крестьянское население осталось почти с теми же обычаями и в тех же костюмах, мне было представились взаимные отношения баронов с вассалами, и я задумал написать картину, взяв за фабулу одно из феодальных прав барона…»

Право господина. 1874 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

В 1874 году «Право господина», ещё не до конца завершённое, экспонировалось в парижском Салоне, предварительно пройдя серьёзный конкурсный отбор. Современники отмечали, что в Салоне 1872 года было выставлено полотно француза Гарнье на тот же сюжет и под тем же названием. Поленов на выставке картину Гарнье видеть не мог, но не исключено, что он был с ней знаком по воспроизведению или слышал о ней от друзей. Картина Поленова действительно выполнена под влиянием французской академической живописи. Но, в отличие от Ж.-А. Гарнье, в чьей одноимённой картине архитектурный фон напоминает театральную декорацию, в произведении Поленова архитектура органически связана с пространством полотна и персонажи гармонично существуют в архитектурной среде.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Блокчейн-обменник Блокчейн-обменник

Как основатели Via Protocol запустили платежную систему для криптовалюты

Forbes
Весомые тренды: выбираем вечернее платье большого размера Весомые тренды: выбираем вечернее платье большого размера

Ассортимент магазинов больших размеров приводит в уныние?

Cosmopolitan
С зубром лицом к лицу С зубром лицом к лицу

Единственный из видов диких быков Европы, уцелевший до наших дней

Наука и жизнь
Казнь мятежников Казнь мятежников

Мятежники были приговорены к смертной казни через повешенье

Дилетант
Будущее российского мусора: как перерабатывают отходы в XXI веке Будущее российского мусора: как перерабатывают отходы в XXI веке

Попмех выяснил, как работает экотехнопарк «Калуга»

Популярная механика
На трибунах становится тише На трибунах становится тише

Александр Фокин о том, как ему удавалось до 31 года оставаться инкогнито

OK!
Кино без попкорна: 8 лучших фильмов про экологию Кино без попкорна: 8 лучших фильмов про экологию

Что будет с планетой спустя час с момента исчезновения человечества

РБК
Ручная работа Ручная работа

Действительно ли ревитоника и фейсфитнес замедляют старение?

Добрые советы
Пенсионеры-герои Пенсионеры-герои

Десять человек, для которых старость стала самым захватывающим периодом жизни!

Maxim
Вплоть до Адама: генеалогия человечества по мужской линии Вплоть до Адама: генеалогия человечества по мужской линии

С помощью меток на Y-хромосоме, вы можете проследить свою родословную

Популярная механика
Сердечная недостаточность Сердечная недостаточность

Челябинские медсестры грозятся уйти работать к местному врачу-свахе

StarHit
Уведите детей. Зачем силовики приходят в школу и что мы можем с этим сделать Уведите детей. Зачем силовики приходят в школу и что мы можем с этим сделать

Силовики метелят в школьном спортзале воображаемых уголовников

СНОБ
Я больше не буду Я больше не буду

92% людей, дающих новогодние обещания, не выполняют их

Cosmopolitan
Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram, унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram, унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале

Как понять современное искусство: 9 главных событий 2010-х

Esquire
Евгения Медведева: Вдохновение, чтобы кататься на коньках, у меня есть всегда Евгения Медведева: Вдохновение, чтобы кататься на коньках, у меня есть всегда

Интервью с двукратной чемпионкой мира Евгенией Медведевой

СНОБ
Каждый настаивает на своем Каждый настаивает на своем

Самогон как предмет гордости, источник счастья и двигатель свободы

Русский репортер
Утро — доброе: 11 правил для хорошего начала дня Утро — доброе: 11 правил для хорошего начала дня

Здоровые привычки помогут начать утро с позитивной ноты

Psychologies
Полировка реальности: 8 счастливых статуй Полировка реальности: 8 счастливых статуй

Жизнь туриста мифологична: наступить, потереть, обойти три раза по кругу

Вокруг света
Пальчиковая медицина: скорая помощь при негативных эмоциях Пальчиковая медицина: скорая помощь при негативных эмоциях

Что делать, если переживания «накатывают» не вовремя?

Psychologies
«Доноры» и «потребители» эмоциональной поддержки в отношениях «Доноры» и «потребители» эмоциональной поддержки в отношениях

Готовность дарить поддержку или потребность ее получать — свойства личности

Psychologies
Чудить на праздникъ Чудить на праздникъ

Попробуй взять на вооружение исторический опыт, чтобы чудить с фантазией

Maxim
Как паблик «Страдающее Средневековье» зарабатывает на мемах до нескольких сотен тысяч рублей в месяц Как паблик «Страдающее Средневековье» зарабатывает на мемах до нескольких сотен тысяч рублей в месяц

«Страдающее Средневековье» — проект на стыке бизнеса и просветительства с мемами

Forbes
Как выбирать и с чем сочетать главные мужские аксессуары: галстук, запонки и прочее Как выбирать и с чем сочетать главные мужские аксессуары: галстук, запонки и прочее

Эти аксессуары могут стать изюминкой твоего формального наряда

Maxim
Студия для романтических встреч, 36 м² Студия для романтических встреч, 36 м²

Квартира, в которой многодетная пара проводит время наедине

AD
Как человечество себя из себя выводило Как человечество себя из себя выводило

Про науку евгенику, людей улучшающую, и про то, почему эту евгенику запретили

Maxim
Получи гиперборейский паспорт! Получи гиперборейский паспорт!

Самый желанный сувенир можно привезти из путешествия по Кольскому полуострову

Дилетант
Комплименты, которые мы заслужили: что хотят слышать женщины Комплименты, которые мы заслужили: что хотят слышать женщины

Почему женщины любят комплименты гораздо меньше, чем принято считать

Cosmopolitan
Нашел место Нашел место

Юрий Борисов не заметил, как стал одним из самых востребованных актеров кино

GQ
«У общества сорвана резьба». Павел Костомаров — о митингах и «Эпидемии» «У общества сорвана резьба». Павел Костомаров — о митингах и «Эпидемии»

Интервью с Павлом Костомаровым съемках сериала «Эпидемия» и русском бунте

СНОБ
Все свои Все свои

Семь инсайдеров модной индустрии превратили свой опыт в семь камерных марок

Vogue
Открыть в приложении