Развитие художественного дара Поленова можно отнести к заслугам его семьи

Наука и жизньКультура

Василий Поленов — живописец и архитектор

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) прошёл через увлечение академизмом, стоял у истоков пленэрной живописи в России, был одним из самых ярких художников-ориенталистов и новатором в области театрально-декорационного искусства. Во многих произведениях основополагающую роль играли архитектурные мотивы.

Дарья Манучарова, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи.

Развитие художественного дара Поленова можно отнести к заслугам его семьи. От матери, Марии Алексеевны, художник, по его словам, «унаследовал страстную любовь к живописи». Его прадедом был крупнейший архитектор и мыслитель XVIII века Николай Александрович Львов. Отец художника, Дмитрий Васильевич, служил секретарём русской миссии в Афинах, участвовал в раскопках. Своим интересом к древнегреческой культуре он увлёк сына. Дмитрий Васильевич познакомил детей и с русской стариной. Поездка Василия в шестнадцатилетнем возрасте с отцом и братом по древним русским городам оказала неоспоримое влияние на развитие архитектурных способностей будущего художника.

В 1863 году Поленов поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1866 году был принят в класс исторической живописи. Одновременно он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон. 1875 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

За картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств Санкт-Петербурга) Василий, наряду с Репиным и ещё тремя выпускниками Академии, получил Большую золотую медаль. К концу академического периода в его полотнах на исторические темы появляются сложные ракурсы, живописная передача фактурной поверхности архитектурных памятников. Поленов настолько преуспел в постижении основ зодчества, что, по словам Репина, «ещё будучи учен[иком] Акад[емии] худ[ожеств], он некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания».

После окончания Академии с золотой медалью Поленов получил право на шестилетнюю пенсионерскую командировку для совершенствования мастерства. За это время он побывал в Австрии, Германии, Швейцарии, Англии, путешествовал по Италии и, наконец, приехал в Париж. Там он сблизился с Алексеем Петровичем Боголюбовым, оказывавшим поддержку пенсионерам Академии художеств за границей. Лето 1874 года по приглашению Репина и по совету Боголюбова Поленов провёл в местечке Вёль в Нормандии, где в разные годы работали известные французские художники. Результатом этой поездки стали этюды с изображением тихих уголков природы: «Белая лошадка. Нормандия», «Мельница на истоке речки Вёль. Этюд» (обе — Музей-заповедник В. Д. Поленова), «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» (ГРМ). В этих наполненных светом и воздухом пленэрных произведениях художник впервые добился той особой звучности цветов, которая позже будет восхищать в его произведениях художников-современников, особенно младшего поколения.

В 1875 году в Париже Поленов увидел работы испанского художника Мариано Фортуни (1838—1874), о которых отзывался как о подлинном откровении. Через увлечение манерой Фортуни прошли любимый учитель Поленова П. П. Чистяков и многие другие художники. В манере Фортуни выполнен один из первых эскизов к монументальному полотну Поленова «Христос и грешница». Действие разворачивается на фоне одноэтажного каменного здания кубической формы. Фигуры людей схематично намечены цветовыми пятнами и кажутся бесплотными, в то время как храм будто вылеплен — такой эффект создают размашистые мазки, обозначающие тень от кипариса слева.

Выпускники Императорской Академии художеств. Слева направо сидят: П. О. Ковалевский, И. Е. Репин, М. А. Кудрявцев, К. А. Савицкий, Е. К. Макаров; стоят: В. Д. Поленов, Е. Ф. Урлаб. Фото 1871 года. Государственная Третьяковская галерея.

Во время пенсионерской поездки Поленов работал над историческими картинами, изображение архитектуры в которых имело первостепенное значение. Это подтверждают слова Репина: «Будучи пенсионером Ак[адемии] х[удожеств] в Париже в 1872-3-4-5 и 6-м годах он (Поленов. — Прим. Д. М.) начинал много картин архитектурного характера, б[ольшей] ч[астью] Ренессанса и готики. Затевались драмы внутри дворцов и замков; красивые залы, дивно освещённые, великолепные троны, колонны — картины грандиозные и совсем готовые, оставались только люди... И тут художник охладевал, бросал все чары Средневековья и забывался в природе, писал пейзажи...»

Первое крупное произведение, выполненное Поленовым в Париже, — «Право господина» (1874, ГТГ). О возникновении замысла картины художник вспоминал: «Путешествуя прошлый год по Германии, осматривал я старые феодальные замки. Бродя по развалинам рыцарских “бургов”, а потом спустясь в долину, где крестьянское население осталось почти с теми же обычаями и в тех же костюмах, мне было представились взаимные отношения баронов с вассалами, и я задумал написать картину, взяв за фабулу одно из феодальных прав барона…»

Право господина. 1874 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

В 1874 году «Право господина», ещё не до конца завершённое, экспонировалось в парижском Салоне, предварительно пройдя серьёзный конкурсный отбор. Современники отмечали, что в Салоне 1872 года было выставлено полотно француза Гарнье на тот же сюжет и под тем же названием. Поленов на выставке картину Гарнье видеть не мог, но не исключено, что он был с ней знаком по воспроизведению или слышал о ней от друзей. Картина Поленова действительно выполнена под влиянием французской академической живописи. Но, в отличие от Ж.-А. Гарнье, в чьей одноимённой картине архитектурный фон напоминает театральную декорацию, в произведении Поленова архитектура органически связана с пространством полотна и персонажи гармонично существуют в архитектурной среде.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Два капитана: пенис и мозг — кто кем управляет? Два капитана: пенис и мозг — кто кем управляет?

Наличие пениса и мозга составляют правильный тандем всей мужской жизни

Maxim
Понять непостижимое: в чем секрет черных дыр Понять непостижимое: в чем секрет черных дыр

Черные дыры: это как заглянуть во врата ада, за пределы пространства и времени

Популярная механика
Кошачьи сходства, собачьи различия Кошачьи сходства, собачьи различия

Почему собачьих пород намного больше, чем кошачьих?

Наука и жизнь
Путешественник во времени Путешественник во времени

Какой момент из прошлого Гийом Кане хотел бы пережить вновь?

Grazia
Базовый гардероб мужчины: основные элементы и советы по подбору вещей Базовый гардероб мужчины: основные элементы и советы по подбору вещей

Что должен включать в себя базовый мужской гардероб

Playboy
«Вата» против «либералов», или «Рафик ни в чем не виноват». Зачем российские власти упорно повторяют украинские ошибки «Вата» против «либералов», или «Рафик ни в чем не виноват». Зачем российские власти упорно повторяют украинские ошибки

Россия твердо идет по украинской дорожке

СНОБ
Мягкая сила Мягкая сила

Светлана Ходченкова не только великолепная актриса

OK!
Временные трудности: Самочувствие мамы в первые дни после родов Временные трудности: Самочувствие мамы в первые дни после родов

Какие изменения в самочувствии после родов требуют лечения?

9 месяцев
Президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова: Женщине все еще приходится доказывать, что она не зря занимает высокую должность Президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова: Женщине все еще приходится доказывать, что она не зря занимает высокую должность

О предубеждениях, с которыми приходится сталкиваться женщинам в бизнесе

СНОБ
7 неочевидных причин, почему она тебя не хочет (не все связаны с тобой) 7 неочевидных причин, почему она тебя не хочет (не все связаны с тобой)

Почему девушка говорит тебе «не сегодня» или вообще категоричное «нет»

Playboy
Кризис старения: в поисках нового смысла Кризис старения: в поисках нового смысла

Неразрешимыми вопросами задается каждый, когда время жизни подходит к завершению

Psychologies
«У нас все хорошо». Абсурд, комизм и ужас спектакля Дороты Масловской «У нас все хорошо». Абсурд, комизм и ужас спектакля Дороты Масловской

Как прошла премьера спектакля «У нас все хорошо»

СНОБ
Алия Григ: Алия Григ:

Алия Григ (Прокофьева) — о "космическом будущем" и о проектах в США

Cosmopolitan
Исследователи обнаружили конфликт отцов и детей в семьях российских миллионеров Исследователи обнаружили конфликт отцов и детей в семьях российских миллионеров

В состоятельных семьях возможны конфликты поколений

Forbes
Кто кому мама: как родители меняются ролями с детьми Кто кому мама: как родители меняются ролями с детьми

Иногда родители выбирают слабую позицию, вынуждая детей повзрослеть раньше срока

Psychologies
Это вам не сказка: как сейчас выглядят герои рождественских фильмов Это вам не сказка: как сейчас выглядят герои рождественских фильмов

Как сейчас выглядят и чем занимаются звезды наших любимых рождественских фильмов

Cosmopolitan
Послеродовое восстановление: практика для здоровья и фигуры Послеродовое восстановление: практика для здоровья и фигуры

После родов хочется легко и быстро прийти в форму

Yoga Journal
Михаил Борисов «Боюсь высоких женщин» Михаил Борисов «Боюсь высоких женщин»

Телеведущий поделился секретом, как соблазнить слабый пол

StarHit
Интервью: глава Isaia Джанлука Исайя — о чувстве стиля, ненависти к белым носкам и любви русских к красоте Интервью: глава Isaia Джанлука Исайя — о чувстве стиля, ненависти к белым носкам и любви русских к красоте

Джанлука Исайя: в чем проявляется элегантность и почему мужчины любят костюмы

Esquire
Лукашин или Ипполит? Кого бы выбрала Надя, если пошла бы к психологу Лукашин или Ипполит? Кого бы выбрала Надя, если пошла бы к психологу

С кем все-таки лучше было остаться Наде – с Женей Лукашиным или с Ипполитом

Cosmopolitan
Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте

Газлайтеры на работе — чрезвычайно токсичные персонажи

Forbes
Истерики, сплетни, увольнения: к чему приводят романы на работе и как не разрушить карьеру из-за чувств Истерики, сплетни, увольнения: к чему приводят романы на работе и как не разрушить карьеру из-за чувств

Романы между коллегами нередко приводят к негативным последствиям

Forbes
Почему ДНК опровергает понятие «белокожий человек» Почему ДНК опровергает понятие «белокожий человек»

Отрывок из книги «Она смеется, как мать. Могущество и причуды наследственности»

СНОБ
Как инстаграм повлиял на наше понимание красоты Как инстаграм повлиял на наше понимание красоты

Почему мы входим в 2020 год с ужасающими последствиями диджитал-бума

Esquire
С кем изменяют политики своим женам: от принца Чарльза до Франсуа Оланда С кем изменяют политики своим женам: от принца Чарльза до Франсуа Оланда

Вспоминаем самых известных неверных мужей из мира большой политики

Cosmopolitan
Пейзаж с дачей Пейзаж с дачей

Архитектурная фирма Violante&Rochford оформила дом в Санта–Фе

SALON-Interior
Частный оперный театр в России, иммерсивная «Иоланта» и Петр Налич в роли Водемона Частный оперный театр в России, иммерсивная «Иоланта» и Петр Налич в роли Водемона

Впервые за 100 лет в Москве появился частный оперный театр

СНОБ
«Возьмемся за руки, друзья»: почему это облегчает боль «Возьмемся за руки, друзья»: почему это облегчает боль

Попросите партнера быть рядом и держать вас за руку для облегчения боли

Psychologies
Д’Артаньян с гитарой Д’Артаньян с гитарой

26 декабря кумиру многих поколений Михаилу Боярскому исполнится 70 лет

Лиза
Рома Зверь Рома Зверь

Правила жизни Ромы Зверя

Esquire
Открыть в приложении