Доктор филологических наук Максим Кронгауз рассуждает о судьбе русского мата

Наука и жизньКультура

Мат: посмотрим в корень

Светлана Гурьянова, филолог, автор блога @istoki_slova

Доктор филологических наук Максим Анисимович Кронгауз

Сотни лет в русском языке существовали жёсткие ограничения на использование ненормативной лексики — мата. Но в последние десятилетия мы могли наблюдать, как из словосочетания «ненормативная лексика» постепенно исчезала приставка «не». О том, как это происходило и что придёт на смену старым языковым запретам, рассказывает доктор филологических наук Максим Кронгауз, автор научно-популярных бестселлеров «Русский язык на грани нервного срыва» и «Самоучитель Олбанского». Беседу ведёт Светлана Гурьянова.

Случилось самое страшное: мы теряем наше национальное достояние, наш русский мат. Из книги «Русский язык на грани нервного срыва» М. А. Кронгауза

— Максим Анисимович, вправе ли мы говорить о том, что сфера употребления мата сейчас уже не так строго ограничена, как раньше?

— Тема мата делит любую аудиторию, где мне приходится выступать, как, впрочем, и всё наше общество, на две части — на тех, кто рад употреблению мата (это для них равносильно ощущению свободы), и тех, кто по-прежнему относится к этой лексике крайне негативно. Понятно, что мат столетиями использовался в русском языке, но всё-таки существовали довольно жёсткие «заборы»: в публичной речи мат был категорически невозможен, в городской образованной среде он использовался с большими ограничениями, и, конечно, общение взрослых с детьми исключало обсценную лексику... А потом мат вырвался из своего «загончика». Часть общества восприняла свободу как отказ от всех правил, в том числе от правил-запретов, и мат стали использовать там, где он раньше был запрещён. В частности, мат появился в газетах, как художественный приём стал активно использоваться в театре — к примеру, в знаменитом спектакле Василия Сигарева «Пластилин». Кино, а потом и телевидение тоже допустили употребление мата. Приходится признать, что 90-е годы стали в этом смысле временем перелома.

— И как вы к этому относитесь?

— Я рос в семье, где использование мата было невозможно, и, соответственно, воспитание наложило отпечаток на моё восприятие. Но я жил эти тридцать лет в России, так что мои уши к мату тоже привыкли. Однако мне неприятно, когда в моё пространство, иду ли я по университетскому коридору или сижу в кафе, врывается мат — хоть и без всякой дополнительной идеи меня оскорбить. Я всё равно воспринимаю мат как выражение агрессии.

— Можно ли кратко объяснить, в чём специфика мата?

— Матерные корни изначально относятся к одной тематической области: они связаны с половыми признаками или половым процессом. Случайность или произвольность их выбора очевидна, потому что мы можем легко назвать какие-то синонимичные слова, которые никоим образом не запрещены — не табуированы. Но именно определённые корни находятся в нашей культуре под некоторым запретом: нельзя в принципе произносить соответствующие звуки, даже если ты, например, просто цитируешь эти слова или разбираешь как лингвистический пример.

Говоря о специфике мата, важно уточнить, в каком аспекте мы рассматриваем эти слова: в синхронном, имея в виду их функционирование сейчас, или в диахронном, то есть историческом. В синхронном аспекте их особенность состоит в том, что запрет распространяется на произнесение матерных корней во всех словах, даже в тех, которые имеют другое значение, находящееся вне половой сферы. А в диахронном аспекте очевидно, что речь идёт прежде всего о запрете культурном, запрете на темы разговора. Тема половых отношений, половых признаков в русской культуре долгое время — пожалуй, вплоть до последних десятилетий — была под строгим запретом. И этот культурный, тематический запрет и предопределил запрет лексический.

Если мы посмотрим на какие-то синонимы и квазисинонимы, то до последнего времени они в русском языке были довольно специфичны. Существуют медицинские термины, но они тоже довольно неловкие, и в советское время их практически не произносили. Знаменитый мем «в СССР секса нет», по сути, именно о невозможности нейтрального разговора о сексе, потому что сам-то секс, конечно, был. Но разговор о нём возможен был только низкий, поэтому и существует довольно большое количество бранных слов, связанных с этой темой, такова специфика этой области. Интересно, что и здесь рождаются мифы — например, о том, что матерные — это заимствованные слова. Но современные исследования показывают, что все они славянского происхождения, то есть исконные.

Или вот другой миф — что матерных корней всего четыре. Решение Роскомнадзора объявить запретными четыре слова, конечно, интересное, но в русском языке матерных корней явно больше. Даже если мы говорим о распространённых, частотных корнях, то их, в общем, пять. Но есть ещё редкие, тоже очень интересные слова, которые активно обсуждаются лингвистами. Какие-то из них уже забыты, а какие-то даже не опознаются как мат. Так что у матерной лексики нет строгих границ.

От лингвистов часто требуют самых решительных мер против брани, вплоть до полного запрета. Увы, брань запретить нельзя. Она есть во всех языках и, значит, для чего-то человеку нужна, ну хотя бы для выражения негативных эмоций. «Русский язык на грани нервного срыва».

— И ведь эти границы размываются ещё и за счёт «приличных» слов-эвфемизмов?

— Да, ещё одна интересная проблема, связанная с матом, — проблема эвфемизации как процесса и су´дьбы эвфемизмов. Некоторые из них входят в русский язык и даже перестают ощущаться как эвфемизмы.

Я могу привести два примера. Первый — слово «фиг» («послать кого-то на фиг»). Это эвфемизм матерного слова, тоже трёхбуквенного, и сейчас он вполне употребим. Мой отец на него реагировал очень болезненно, а вот моё поколение уже использовало его свободно: я его употреблял, не имея в виду, что оно связано с матерной формой. То есть оно как бы оторвалось от исходника.

На наших глазах примерно то же самое произошло со словом «блин», которое являлось эвфемизмом похожего по звучанию матерного слова, но сегодня «блин» употребляют все, не связывая с матерным аналогом. Теперь это скорее маркер «свойскости». 

А некоторые из эвфемизмов, наоборот, сами приобретают ограничения, то есть фактически приближаются к матерной группе: в частности, замена того же трёхбуквенного матерного слова с помощью названия буквы Х в старославянском языке. Оно воспринимается как табуированное, хотя прямого запрета на употребление этого слова и однокоренных слов нет. Например, мой учитель Андрей Анатольевич Зализняк любил иногда шокировать аудиторию, произнося глагол «похерить».

— То есть «зачеркнуть крест-накрест»?

— Да, зачеркнуть буквой Х. Этот глагол не табуирован, а ведь основное свойство матерных корней в том, что их нельзя произносить во всех словах.

Впрочем, тот же эвфемизм, о котором я только что говорил, сегодня употребляется гораздо легче в речи молодых людей. Он будто бы тоже вышел из табуированной «зоны бедствия» и используется примерно так же, как другой эвфемизм — слово «хрен». Он сначала, в течение нескольких веков, табуировался, но, похоже, нынешняя эпоха его растабуирует.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Слишком устала Слишком устала

Как отличить астению от недосыпа и усталости

Добрые советы
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
Созданы друг для друга Созданы друг для друга

Подстегни процесс похудения, грамотно сочетая продукты

Лиза
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
5 эффективных упражнений от отеков и морщин под глазами — показывает тренер 5 эффективных упражнений от отеков и морщин под глазами — показывает тренер

Учимся держать в тонусе кожу вокруг глаз и выглядеть отлично даже в стрессе

Cosmopolitan
9 мифов об Альберте Эйнштейне 9 мифов об Альберте Эйнштейне

Правда и мифы о создателе теории относительности

Вокруг света
Вилла в Испании Вилла в Испании

Интерьер в современном стиле от команды лаборатории архитектуры и дизайна LAD

SALON-Interior
Лесные девицы — черницы и голубицы Лесные девицы — черницы и голубицы

Чем так примечательны голубика и черника

Наука и жизнь
Угоны в России: машины увозят прямо из автосервисов Угоны в России: машины увозят прямо из автосервисов

Как пропадают автомобили и как их защитить

РБК
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Юбка в клетку: как выбрать и с чем носить трендовую вещь Юбка в клетку: как выбрать и с чем носить трендовую вещь

Учимся носить юбки в клетку, чтобы быть в центре внимания

Cosmopolitan
Сложная судьба электрокультуры Сложная судьба электрокультуры

Тернистый и извилистый путь развития электрокультуры

Наука и жизнь
Нужен ли нам налог на пластик? Нужен ли нам налог на пластик?

Если ничего не предпринять, то миллиарды тонн мусора окажутся в окружающей среде

GQ
Эмиграция, старая и новая Эмиграция, старая и новая

«Старая русская эмиграция приняла нас тепло»

Дилетант
Полимерная оболочка помогла вытянуть волокна из металлического стекла Полимерная оболочка помогла вытянуть волокна из металлического стекла

Швейцарские ученые создали волокна из аморфных металлов длинной в десятки метров

N+1
Ювелиры-шахматисты XIII века Ювелиры-шахматисты XIII века

Археологи нашли усадьбы двух ювелиров, которые любили играть в шахматы

Наука и жизнь
Копии Lambo, Mercedes, Bugatti. Топ-5 самых страшных клонов из Китая Копии Lambo, Mercedes, Bugatti. Топ-5 самых страшных клонов из Китая

Автоклоны, которые не дадут вам спокойно уснуть

РБК
Мария Бочкарёва. Крестьянка-поручица Мария Бочкарёва. Крестьянка-поручица

Мария Бочкарёва была из тех русских женщин, которые коня на скаку остановят

Дилетант
Уроки пандемии. Как компании и их сотрудники будут привыкать к новым реалиям бизнеса Уроки пандемии. Как компании и их сотрудники будут привыкать к новым реалиям бизнеса

Предприниматели пытаются приспособиться к новым реалиям ведения бизнеса

Forbes
Лекарство матушки Анрио Лекарство матушки Анрио

История и производство абсента

Вокруг света
Человек — единое целое: как наше настроение ведет к физическим травмам Человек — единое целое: как наше настроение ведет к физическим травмам

Как эмоциональное состояние проявляется в теле и чем может помочь остеопатия

Psychologies
ЛО ЛО

Где в окрестностях Петербурга лучшие калитки и колбаски из судака?

Собака.ru
6 самых частых травм, которые подстерегают бегунов (если стараться, их можно избежать) 6 самых частых травм, которые подстерегают бегунов (если стараться, их можно избежать)

Какие травмы можно получить, занимаясь бегом?

Playboy
Дело техники: как лечится одна из самых опасных болезней современности Дело техники: как лечится одна из самых опасных болезней современности

Как всего за два десятилетия изменилось лечение фибрилляции предсердий

Популярная механика
На Большом адронном коллайдере в столкновении фотонов родились W-бозоны На Большом адронном коллайдере в столкновении фотонов родились W-бозоны

Физики открыли новые возможности для исследования электрослабого взаимодействия

N+1
Бардак на столе — бардак в голове… Или нет? Бардак на столе — бардак в голове… Или нет?

Говорят, что лишние вещи мешают думать, но многие великие творили посреди хаоса

Psychologies
Виртуальная реальность учит обитателей Кремниевой долины сопереживать бездомным Виртуальная реальность учит обитателей Кремниевой долины сопереживать бездомным

Чем больше вокруг нас будет людей с эмпатией, тем лучше станет мир

Inc.
Самый вредный сосед, или Кто такой кверулянт Самый вредный сосед, или Кто такой кверулянт

Люди, которые получают удовольствие от написания жалоб

Psychologies
Правила жизни сэра Томаса Шона Коннери Правила жизни сэра Томаса Шона Коннери

Правила жизни шотландского продюсера и актера Томаса Шона Коннери

Esquire
Открыть в приложении