Баг стартапера. Как вера в собственную гениальность может помешать бизнесу
Когда новый продукт с крахом проваливается на рынке или закрывается на стадии производства, стартаперы часто ссылаются на ограниченное финансирование, давление инвесторов, неблагоприятные условия и десятки других причин. Но чаще всего именно руководитель и становится главной причиной неудачи, уверен консультант по вопросам лидерства Александр Шаров
Главная и единственная проблема стартапов — их основатели, их основателя можно смело назвать «человек-факап». Хорошее или плохое с проектом случается именно из-за него. Как правило, люди, которые загораются идеей и собираются разработать что-то революционное, действительно, умны, по-своему гениальны и знают, чего хотят. Но в характерах большинства из них превалирует одна из черт, которая в последствии может стать причиной как личных неудач, так и проекта в целом. Это либо некий нарциссизм, который замыкает на фигуре стартапера всю работу, либо наоборот, излишняя скромность и неуверенность, затмевающая остальные присутствующие качества.
Проблема первого — абсолютная и безупречная вера в свою гениальность. Это здорово, с одной стороны — таким людям легко подбирать команду, заражая своей идеей, у них нет комплексов при общении с инвесторами, они не постесняются рассказать о своем продукте и попросить на его реализацию больших денег. С другой, и команда будет сформирована таким образом, чтобы подчинялась руководителю беспрекословно, не ставила под сомнение его авторитет и не лезла со своими идеями. Но если с подчиненными такой тоталитарный подход может сработать, с инвесторами — напротив.
Люди, которые держат в своих руках большие деньги, достаточно ретроградны. Именно поэтому и Уолт Дисней, и Полковник Сандерс, основатель KFC, обошли сотни банков перед тем, как получили деньги. Инвесторы могут выделить средства, но есть свои правила игры, а многие стартаперы это не учитывают. Нарцисс, не готовый принимать объективную критику, будет всячески саботировать советы и идеи инвестора, держать его подальше от процесса разработки. Рано или поздно, инвесторы выходят из таких проектов, делая это достаточно болезненно, либо на одном из этапов избавляются от основателя или вгоняют его в жесткие договорные условия.
Наиболее известный пример подобного руководителя — Стив Джобс. Безусловно он был гениальным человеком, и обладал тем, чего многим людям сегодня не хватает — комплексным мышлением. Поэтому он придумал не только как совместить телефон и компьютер, но и создал экосистему, объединив в ней устройства, чем и покорил рынок. При этом его эгоцентричность не уступала гениальности. Инвесторы хотят иметь управляемого человека внутри команды, ведь они достаточно консервативны, чтобы делать такие невероятные и фантастические шаги, которые делал Джобс. Консервативность же не подразумевает под собой настолько неординарных и эксцентричных людей, но в то же время, консервативность — единственное, что удерживает всю команду. Естественно, чем стабильнее команда, тем сильнее результат. А что делал Джобс? Он своей харизмой и эгоцентризмом выкидывал людей, вынуждал их уходить, соответственно, стал неудобен и нестабилен. Иногда гениальность как раз противоположность тому, что хотят получить инвесторы на самом деле. Именно поэтому в 1985 году он был вынужден покинуть Apple на 11 лет.