Мы, Николай Второй. Как императора показывали в российских фильмах и сериалах
7 августа завершились съемки многосерийного фильма Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». Роль императора Николая Второго в нем исполнил Никита Ефремов. «Сноб» вспоминает самые яркие воплощения царя на экране в постсоветском кино
7 августа закончились съемки 16-серийного исторического фильма «Хроники русской революции». Императора Николая Второго в нем сыграл Никита Ефремов. Режиссер картины Андрей Кончаловский назвал проект «самой объемной работой в жизни»: «Это практически эпопея. В ней мало чистой фантазии: даже вымышленные герои навеяны реальными персонажами, а истории — документальными фактами. Это попытка сохранить историческую память о неординарных людях». До Ефремова роль Николая Второго в постсоветском кино исполняли самые разные актеры — от Олега Янковского до Ларса Айдингера — и у каждого из них царь получился особенным.
Николай Второй в советском кино
Впервые Николай Второй появляется в кино в начале 1920-х годов. В фильмах этого времени — «Арсенал», «Обломок империи», «Степан Халтурин» и «Дворец и крепость», императорскую семью изображали как можно более негативно, противопоставляли простому народу, бедным рабочим и крестьянам, до проблем которых властям не было никакого дела. «Контраст усиливали с помощью параллельного монтажа: сначала показывают ножки балерины на пуантах, затем — ноги революционера в кандалах», — замечает автор исторического подкаста «Закат империи» Андрей Аксенов. В том, как в советском кино изображали самого Николая Второго, было две крайности. Либо император занимался на экране какими-то глупостями, вроде стрельбы из ружья по воронам, пока страна утопала в проблемах, либо он собственноручно чинил несправедливость, оправдывая тем самым приставленный к его имени советскими историографами эпитет «кровавый».
Первый раз в истории советского кино царя показали не тираном в фильме «Агония» (1981) Элема Климова о «святом старце» Григорие Распутине. По сюжету Николай (его играет Анатолий Ромашин) предстает перед зрителями слабым, уставшим и запутавшимся человеком, который просто не выдержал возложенного на него груза ответственности. Император куда меньше переживает за разваливающуюся страну, чем за свою семью и, в частности, за сына Алексея, который страдает гемофилией и может умереть даже от самой незначительной раны. Помочь наследнику способен всего один человек — «старик с сумасшедшими глазами» Григорий Распутин.
Олег Янковский, «Цареубийца», 1991
Незадолго до развала Советского Союза, когда свободно трактовать образ императора еще было нельзя, режиссер Карен Шахназаров намеренно снял не биографический фильм, а фантасмагорию, подобие бредового сна, где Николай Второй впервые оказывается положительным персонажем. В мистической драме «Цареубийца» в императора перевоплощается психиатр Алексей Смирнов. Таким образом доктор хочет вылечить своего пациента в исполнении Майкла Макдауэлла, который мнит себя цареубийцей Яковом Юровским.