Фантастические торговцы

Мир ФантастикиИстория

Над златом чахнет

Фантастические торговцы

Текст: Вячеслав Грабский

Моя суперсила в том, что у меня денег дофигища!

Мазафакер, «Пипец 2»

Этот человек не пойдёт лично убивать Тёмного властелина — не та натура. Но именно его стрелы отважный герой пустит в приспешников Тьмы. Его магическая кольчуга (+10 к защите от холода) согреет промозглой ночью. И его припасы съедят на привале герои, идущие к Чёрному замку. Ведь сражаться с Тёмным властелином под урчание пустого желудка хоть и можно, но, согласитесь, далеко не так приятно. Что бы мы делали без торговца!

От бус к биржам

Можно сказать, что торговля старше самой цивилизации. Судя по археологическим находкам, племена обменивались товарами ещё в каменном веке — об этом свидетельствует обсидиан, найденный вдали от места добычи. В те времена торговля обычно выглядела как обмен дарами, зачастую неравными. Иногда племена и вовсе оставляли товар на оговорённом месте и возвращались забрать что-то взамен.

Обсидиан — один из первых товаров для обмена. Сделанные из него орудия на порядок превосходили кремнёвые по остроте и твёрдости

В неолите люди перешли к оседлости, научились обрабатывать землю и использовать ресурсы, например глину и медь. Началось разделение труда — как внутри общины, так и между общинами. Ведь ресурсы на нашей планете расположены неравномерно. Где-то растёт хлеб, где-то — оливки, где-то пряности, а кое-где вообще мало что растёт, зато недра богаты ископаемыми.

Торговлей в то время занимались бродячие охотники или кочевые племена. С их помощью оседлые общества получали нужные товары. Одним из первых аналогов валюты был домашний скот, также в качестве денег могли использовать украшения, шкуры или соль. Часто установление хороших отношений между племенами сопровождали обменом дарами. Так что первый дипломат — это торговец. Но решить дело миром удавалось не всегда: тот же неолит породил и набеги за ресурсами.

Первые крупные города стали центрами обмена, куда стекались товары со всего региона. Уже во втором тысячелетии до н . э . торговые пути соединили Ближний Восток с Индией. А в первом тысячелетии до н . э . металлические монеты пришли на смену бартеру, что упростило жизнь купцам. Именно тогда они превратились в отдельную профессию.

В древнем мире торговля процветала, особенно в эпоху империй, способных поддерживать порядок на обширной территории. После падения Рима центр торговли надолго сместился на Восток, в средневековой Европе же наступил упадок. На дорогах стало неспокойно. Каждый феодал на своей земле мог наложить на купцов грабительские подати, а то и отобрать товар. Лорды на любой труд смотрели свысока, торговлю презирали и в экономике разбирались плохо. Поселения были замкнуты и работали скорее на себя, чем на экспорт.

Знаменитый шекель — изначально финикийская монета. Таки да!

Лишь после долгого застоя началось развитие. Быстрее всего коммерция поднялась в городах-государствах северной Италии. Тёплый климат, близость Средиземного моря и римское наследие дали о себе знать. Позже подтянулась и северная Германия. В этих регионах города быстрее всего получили экономическую самостоятельность. Но и в других странах типичный средневековый город наслаждался относительной независимостью. Часто его сюзереном был сам монарх, который, будучи далеко, делам не мешал. Фактическую власть в городе имели «почтенные граждане» — мастера гильдий, банкиры и главы торговых семей.

Жители средневековых городов были свободнее крестьян, но эту свободу не стоит идеализировать. Каждый горожанин был членом сообщества, будь то уважаемая гильдия ткачей или «братство» нищих. Нельзя было взять и начать торговать, например, целебными снадобьями — гильдия аптекарей имела на них официальную монополию. Незадачливый сторонник свободного рынка знакомился со стражей или крепкими ребятами с дубьём.

Чтобы торговать или работать, нужно было идти в гильдию, становиться подмастерьем и смиренно ждать многие годы, пока мастер соизволит отпустить на вольные хлеба. А мастер не хотел лишаться слуги и обретать конкурента. Так что бунты подмастерий были привычным делом.

Но гильдии приносили своим членам не только вред. Если гильдеец стал калекой, разорился или столкнулся с другими проблемами, коллеги помогали ему, чем могли. А в случае его смерти гильдия заботилась о вдове и детях. Кроме того, торговые объединения часто делили расходы, если дело было рискованным. Например, на дальние экспедиции. В случае провала один торговец разорился бы и пошёл по миру, а группа инвесторов лишь становилась чуть беднее. Прибыль же делили пропорционально вкладу. Если сделка была многообещающей, а стартового капитала не хватало, купец брал заём у коллег или в банке. В итальянских городах-государствах банки существовали ещё с XII века.

О честной конкуренции между торговцами в средневековье речи не шло. Правители раздавали торговые преференции не тем, чей товар лучше, а тем, чей покровитель был у короля в фаворе. На некоторые отрасли и вовсе устанавливалась королевская монополия — например, на добычу золота, серебра и не менее ценной в то время соли. Фаворитизм был повсеместным, и его даже не пытались скрывать. Кроме того, купцы часто находились под давлением общественной морали. Церковь поддерживала представление о «справедливых» и «несправедливых» ценах, а увести выгодный контракт у товарища по гильдии означало пойти против коллектива. Некоторые виды деятельности вроде ростовщичества и вовсе считались греховными — ими занимались лишь купцы-нехристиане (например, евреи).

Финикийцы — первый народ, который прославился торговлей

Начиная с позднего средневековья считалось, что правильно устроенное государство должно продавать больше, чем покупает. Поэтому на купцов накладывали ограничения по вывозу денег из страны. При этом власти часто поддерживали своих купцов (страховкой, заказами, иногда даже военной силой) и затрудняли жизнь иностранным. Конечно, если те как-то конкурировали.

Следующим после Италии центром европейской торговли стали Нидерланды. Там отказались от большинства вышеописанных ограничений, что привело к невиданному экономическому подъёму… и поразительному количеству финансовых афер. Голландцы изобрели не только биржу, но и большинство известных в наши дни биржевых махинаций.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отдавай-ка родимую взад! Отдавай-ка родимую взад!

Продажа Аляски: ошибка или неизбежность?

Мир Фантастики
Черная метка: честный бизнес начал страдать от борьбы с мошенниками Черная метка: честный бизнес начал страдать от борьбы с мошенниками

По запросу налоговых органов все чаще блокируются счета компаний

Forbes
«Официант, несите GTA!» «Официант, несите GTA!»

Игровые сервисы и с чем их едят

Игромания
Сати Спивакова: наступило время, когда я могу сделать что-то еще Сати Спивакова: наступило время, когда я могу сделать что-то еще

Интервью с талантливой актрисой и телеведущей Сати Спиваковой

СНОБ
Гаджет шарлатана Гаджет шарлатана

Псевдомедицинские приборы

Мир Фантастики
Путь к сердцу женщины: 4 рецепта идеального романтического ужина Путь к сердцу женщины: 4 рецепта идеального романтического ужина

Сытая женщина больше настроена на романтический лад, чем голодная

Playboy
Дмитрий Второв: Группа риска. Как в России ищут пропавших детей Дмитрий Второв: Группа риска. Как в России ищут пропавших детей

О волонтерских движениях, бюрократии и сотрудничестве с полицией

СНОБ
Lifan X70 Lifan X70

Lifan X70. Китайский заменитель

АвтоМир
Как самый юный разработчик «ВКонтакте» и Иван Ургант подсадили россиян на онлайн-викторины Как самый юный разработчик «ВКонтакте» и Иван Ургант подсадили россиян на онлайн-викторины

В 14 лет Сева работал в Meduza, а в 15 присоединился к команде «ВКонтакте»

РБК
Тяжело тащить плуг в нашу эпоху Тяжело тащить плуг в нашу эпоху

Фермеры хотят системного планирования развития сельского хозяйства

Эксперт
Есть, чтобы жить, чтобы есть Есть, чтобы жить, чтобы есть

Компромисс, к которому пришли гастрокритики, шеф-повара и их друзья

Vogue
Секрет гармонии в любви Секрет гармонии в любви

Как помирить Венеру и Плутон в гороскопе, чтобы не соревноваться за лидерство

Лиза
Неверный код Неверный код

Как взломать самую защищенную криптовалюту в мире

GQ
Coverstory Coverstory

Регина Тодоренко и Анастасия Ивлеева — первые лица нашего развлекательного ТВ

SNC
25 идей для лета 25 идей для лета

Планы, которые стоит воплотить в жизнь в летний период

Домашний Очаг
Как эффективно разогнать мозг: советы невролога Как эффективно разогнать мозг: советы невролога

У нас такой же мозг, как у людей, которые придумали теорию струн и баночное пиво

Maxim
Охота и собирательство Охота и собирательство

Московская квартира по дизайну Дмитрия и Татьяны Хорошевых

AD
В контакте В контакте

Как найти точки соприкосновения между подростками и родителями

Добрые советы
Дьявол в мелочах Дьявол в мелочах

Как любовная лодка села на мель лайков и комментариев

Glamour
Пахом с клюкой и комик с бейсбольной битой: 7 лучших фильмов Beat Film Festival Пахом с клюкой и комик с бейсбольной битой: 7 лучших фильмов Beat Film Festival

С 31 мая по 10 июня в Москве пройдет Beat Film Festival

СНОБ
Беззащитны шипы Беззащитны шипы

Что произошло с цветочными ларьками

Esquire
Мозаика моя Мозаика моя

Эва Рухина оставляет в истории советские пазлы на заводских фасадах Москвы

Esquire
Ирина Дубцова: Моя заветная мечта – это дочка! Ирина Дубцова: Моя заветная мечта – это дочка!

Мы поговорили с певицей Ириной Дубцовой о воспитании детей и мужских поступках

Лиза
«Мы уже смотримся в “Черное зеркало”». Дискуссия «Сноба» об искусственном интеллекте «Мы уже смотримся в “Черное зеркало”». Дискуссия «Сноба» об искусственном интеллекте

О том, как технический прогресс может изменить общество

СНОБ
ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота

Поставки стратегических грузов в СССР в 1941 году

Популярная механика
«Как я вышел из ступора» «Как я вышел из ступора»

Своей историей делится психолог

Psychologies
Как одевается олимпийская чемпионка Маргарита Мамун Как одевается олимпийская чемпионка Маргарита Мамун

Cпортсменка об образе жизни и любимой одежде

Vogue
Мавра может быть свободной Мавра может быть свободной

История одного из первых обновленных судов эпохи реформы Александра II

Дилетант
Панцирь Ермака Тимофеевича Панцирь Ермака Тимофеевича

«Тяжёлый панцирь — дар царя — Стал гибели его виною»

Дилетант
Баскетболисты ЦСКА — на порядок выше Баскетболисты ЦСКА — на порядок выше

Мы поговорили с баскетболистами ЦСКА и привели им трех новых болельщиц

Vogue
Открыть в приложении