Метод Айвазовского и цепочка Цицерона: как научиться запоминать больше информации
Почему одни могут процитировать объемный текст сразу после прочтения, а другие не в состоянии вспомнить имена и лица новых знакомых? Forbes Life разобрался, как работает память и можно ли ее тренировать, чтоб запоминать информацию более эффективно
Память относят к психическим процессам накопления, хранения и воспроизведения информации (включая опыт и впечатления). Это сложная, многоступенчатая и не всегда безупречная мыслительная деятельность, ведь нередко люди забывают важные для них сведения. Хотя для памяти характерны такие функции, как кодирование, хранение и извлечение данных, ее нельзя сравнить с жестким диском или флешкой, потому что она представляет собой процесс. Если одна из функций нарушена, воспоминания либо исказятся (если данные изначально были неправильно закодированы), либо вовсе потеряются.
Незначительные проблемы с памятью — весьма распространенное явление. Мало кто помнит дни рождения всех близких людей и номера их телефонов, а во время стрессовых ситуаций вроде экзамена нередко забывается даже то, что казалось очевидным. В отдельных случаях забывчивость может свидетельствовать о начале серьезных нарушений, таких как болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз или слабоумие. Память тесно связана с мыслительными процессами и поведением, поэтому приобретать полезные привычки, способные улучшить ее качество, крайне важно еще в молодом возрасте.
Вспомнить нельзя забыть
Прежде чем любая информация отложится в глубинах памяти, она кодируется в пригодную для хранения форму. В таком виде она хранится до тех пор, пока человеку не понадобится воспользоваться данными. Ранее исследователи считали, что воспоминания формируются с помощью нейронов головного мозга (нервных клеток), которые даны нам с рождения в ограниченном количестве и не возобновляются в течение жизни. Но это оказалось заблуждением: процесс обучения способствует нейрогенезу — формированию новых нейронов, росту и укреплению связей между ними.
В начале 1980-х ученые пытались понять, как взрослые особи птиц учатся издавать новые сочетания звуков. В серии экспериментов Фернандо Ноттебом и его исследовательская группа доказали, что количество нейронов в мозге самцов канареек резко увеличивается во время брачного периода — когда птицы должны выучить новые песни, чтобы привлечь самок. Свежие нейроны помогали сохранить новые паттерны песен в нейронных цепях и делали возможным процесс обучения. Другие эксперименты показали, что это также справедливо для млекопитающих. Однако у человека в этом плане есть еще одно весомое преимущество: нейрогенез также происходит не только при обучении, но и во время творческих процессов вроде рисования, танцев, музицирования, лепки и т.д.
Нейроны проводят электрические импульсы и химические сигналы и передают таким образом информацию между разными областями мозга и частями нервной системы. Все, что мы думаем, чувствуем и делаем, было бы невозможно без работы нейронов. При этом способ, которым они обмениваются сигналами друг с другом, создавая связи, делает каждого из нас уникальным в мыслительных процессах. Нейроны считаются наиболее долгоживущими клетками в организме, однако в случае физиологических отклонений и их внезапной гибели развиваются заболевания головного мозга и разнообразные виды деменции.
Мы запоминаем новую информацию и формируем навыки благодаря изменениям в связях между нейронами — синапсами. Чем крепче эта связь, тем лучше усвоены данные или навыки. Помогает этому процесс регулярного повторения, практики. Если приходится забросить процесс изучения иностранного языка, на долгое время перестать водить автомобиль, играть в теннис, решать алгебраические задачи — все эти умения останутся для нас доступными, хотя качество может пострадать.
Однако прочные синапсы нужны не во всех случаях, а лишь тогда, когда информацию нужно запомнить на долгое время: «Связи между нейронами могут не только возникать, но и разрываться. Это нормальный процесс для краткосрочной памяти, когда человеку нужно оперативно запомнить какую-нибудь не очень важную информацию. Яркий пример — официант, который после совершения действия забывает ненужные сведения», — отмечает нейропсихолог Алена Ванченко.
Большая часть наших воспоминаний находится в сфере бессознательного и организована в семантическую сеть. Исключением являются те случаи, когда данные приходится регулярно использовать и когда те или иные воспоминания запускают триггеры — определенные места, повторяющиеся запахи, похожие ситуации.
«И как только я вновь ощутил вкус размоченного в липовом чаю бисквита, которым меня угощала тетя (хотя я еще не понимал, почему меня так обрадовало это воспоминание, и вынужден был надолго отложить разгадку), в то же мгновенье старый серый дом фасадом на улицу, куда выходили окна тетиной комнаты, пристроился, как декорация», — описал нахлынувшие детские воспоминания от вкуса печенья «Мадлен» французский писатель Марсель Пруст. Процесс, когда вкусы и запахи оживляют воспоминания, назвали в честь автора этих строк — феноменом Пруста. Интересно, что запахи также помогают вызвать яркие автобиографические воспоминания у людей, страдающих болезнью Альцгеймера.