Не все безумные идеи безумных военных изобретателей дошли до конвейера

MaximИстория

Прототанки

Не все безумные идеи безумных военных изобретателей дошли до конвейера. Даже немного жаль...

Текст Николай Поликарпов

Давно известно, что соревнование брони и снаряда не может быть окончательно выиграно ни одним из этих двух соперников. Но ведь так хочется получить в свои руки абсолютное оружие! Это нормальное желание человека, и благодаря ему во все времена делалось множество удивительных открытий и изобретений. Однако в сочетании с сомнительной технической грамотностью или при избытке инженерной фантазии (да-да, инженерам это качество тоже присуще) такое творческое начало порождает прожекты, потрясающие воображение и убивающие здравый смысл на корню. На бумаге чудо-машины смотрятся впечатляюще, а вот до воплощения таких монстров в металле дело, к счастью, чаще всего не доходило. Давайте для начала заглянем в эпоху Первой мировой войны. После нее безумные изобретатели отнюдь не унялись, но начало было положено именно тогда: захватившая всю Европу война чрезмерно возбудила многие впечатлительные умы.

«Наземные поезда»

Первые бронированные вооруженные автомобили появились еще во время англо-бурской войны (1899–1902): для защиты своих коммуникаций британцы придумали бронепоезда. 15 ноября 1899 года осаду Ледисмита пытался прорвать один такой английский бронепоезд, но буры подорвали рельсы, в результате чего около 70 британцев (в числе их был военный корреспондент Уинстон Черчилль) попали в плен.

В 1900 году англичане создали бронепоезд, способный обходиться без уязвимого рельсового пути. Его тащил бронированный тягач-локомобиль «Фаулер», оснащенный двухцилиндровой паровой машиной системы компаунд, которая вращала широкие (аж 61 см – для уменьшения удельного давления на почву и лучшей проходимости) ведущие колеса с мощными стальными тракторными грунтозацепами. На тягаче находился запас воды в полторы тысячи литров и около 735 кг угля для топки, хотя можно было топить также дровами или даже сухим навозом. При использовании угля машина сжигала 356 кг на каждые 30 миль (42 км) пути, так что запаса хватило бы на перегон в 80 км.

Стальная броня толщиной 6,5 мм защищала машиниста, кочегара и оборудование от винтовочных пуль даже на дистанциях порядка 20 метров, то есть при стрельбе чуть ли не в упор. Весила такая машина 22 тонны, а мощности ее паровой машины примерно в 60 л. с. хватало для того, чтобы тащить три 5-тонные бронированные повозки-прицепа со стрелками и 6-дюймовыми гаубицами или же 4,7-дюймовыми полевыми орудиями внутри и еще две 6-дюймовые пушки на буксире. Кроме того, часть грузов можно было перевозить в дополнительных небронированных фургонах – «Фаулер» был способен буксировать до 60 тонн груза. «Коробка передач» тягача имела три скорости: 2, 5 и 8 английских миль в час (3,2, 8 и 12,8 км/ч соответственно). При необходимости можно было вытащить застрявший «наземный поезд» с помощью паровой лебедки.

Командующий британскими войсками лорд Робертс заказал шесть безрельсовых поездов «Фаулер Б-5» на заводе John Fowler and Co. Ltd в Лидсе, графство Йоркшир. Первые два были готовы в мае-июне 1900 года и в июле-августе отправились в Южную Африку. Еще два были закончены в октябре и отправлены в декабре 1901 года. А последние два так никогда и не были построены, в итоге лорд Робертс получил только четыре бронированных «Фаулера Б-5». Использование этих машин именно в качестве бронепоездов так и не состоялось. Слишком тихоходными они были, а чтобы взобраться на склон холма от тяжелого локомобиля приходилось отцеплять «вагоны», после чего он поднимался один и втаскивал потом к себе прицепы с помощью своей паровой лебедки. В результате броня с локомобилей была снята, и их использовали для транспортировки грузов в службе Имперских железных дорог.

А как же засады буров, против которых все это и создавалось? А никак. С бурами к тому времени справились пехота и конница англичан, хотя и решив проблему защиты растянутых коммуникаций ценой больших потерь. В 1902 году война закончилась победой Великобритании.

«Сухопутные корабли»

Успешный опыт создания бронированных «вагенбургов» в Великобритании попробовали применить в новой реальности. Поскольку изрытое воронками и траншеями поле боя далеко не то же самое, что африканская саванна, новые «наземные поезда» должны были ездить уже на гусеницах. Правда, эпоха дредноутов дала им и новое название – «наземные корабли».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Похитители галош Похитители галош

Как старые вещи возвращаются к нам под новыми именами и с новыми ценами

Maxim
Найди десять отличий Найди десять отличий

Почему все модные интерьеры сегодня похожи как две капли воды?

Robb Report
Чудо на газоне Чудо на газоне

Спорт не только объединяет нации, но еще и постоянная фигня какая-то

Maxim
Правила жизни Петра Тодоровского Правила жизни Петра Тодоровского

Правила жизни режиссера Петра Тодоровского

Esquire
Простатит Простатит

Простатит – золотое дно для медицины и страшный сон для любого мужчины

Maxim
Картинки есть. Но картина не складывается Картинки есть. Но картина не складывается

Ситуация в Белоруссии глазами минского корреспондента

Огонёк
Сон о Соне Сон о Соне

Самая сексуальная солистка самой популярной группы дала нам интервью!

Maxim
Как стать более интересным человеком? 13 действенных способов Как стать более интересным человеком? 13 действенных способов

Верные способы привлечь внимание окружающих

Playboy
Грибок Грибок

Наверняка ты слышал о том, что грибы любят есть тебя

Maxim
Модные челки этого сезона: подбираем по форме лица! 6 звездных примеров Модные челки этого сезона: подбираем по форме лица! 6 звездных примеров

Выбираем трендовый вариант челки под форму лица

Cosmopolitan
@V0Vo4ka, к доске! @V0Vo4ka, к доске!

Человечество убедилось, что очень многим совершенно незачем выходить из дома

Maxim
Наш Матроскин Наш Матроскин

Вспоминаем самые интересные факты из биографии Олега Табакова

Лиза
Евгений Цыганов Евгений Цыганов

Евгений Цыганов рассказал о любви к альтернативному року и ненависти к папарацци

Maxim
Писательница Эмма Кениг: о том, что прикосновение — нечто большее, чем просто прикосновение Писательница Эмма Кениг: о том, что прикосновение — нечто большее, чем просто прикосновение

Эссе про тактильность, чувствительность, а заодно культуру и даже политику

Playboy
Соседка сверху Соседка сверху

Актриса Виктория Полторак снялась в шестидесяти фильмах

Maxim
Кривое правоприменение Кривое правоприменение

Есть ли защита у института защиты?

Огонёк
Пирожечь сердца людей! Пирожечь сердца людей!

Почему высокое искусство стихосложения все еще скорее живет, чем нет

Maxim
Неукротимые: знаки зодиака, которые никто не сможет приручить Неукротимые: знаки зодиака, которые никто не сможет приручить

Кто из знаков зодиака – милый домашний котик, а кто – шерстяной волчара?

Cosmopolitan
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
9 фильмов, в которых главный герои и главный злодей ни разу не встретились друг с другом 9 фильмов, в которых главный герои и главный злодей ни разу не встретились друг с другом

Фильмы, в которых герой все равно победил злодея, хотя ни разу его не видел

Maxim
Туристы из будущего: 7 маршрутов для неукротимых оптимистов Туристы из будущего: 7 маршрутов для неукротимых оптимистов

Мечтаем об увлекательных маршрутах и манящих локациях

Playboy
Почему мы всегда выбираем одинаковых мужчин: рассуждает Алина Фаркаш Почему мы всегда выбираем одинаковых мужчин: рассуждает Алина Фаркаш

Какие обратные стороны мужских достоинств нам кажутся милыми

Cosmopolitan
После «оттепели». «Способ неопасного диссидентства» После «оттепели». «Способ неопасного диссидентства»

Юлию, оставшуюся фактически сиротой, удочерили старшие Хрущёвы

Дилетант
Стесняюсь спросить: 12 важных вопросов про ботокс Стесняюсь спросить: 12 важных вопросов про ботокс

О чем нужно знать, прежде, чем подтвердить запись к косметологу на первый ботокс

Esquire
Никогда такого не было Никогда такого не было

Самый большой неатомный ледокол России может крутиться на месте

Популярная механика
Считавшегося вымершим сомалийского прыгунчика переоткрыли спустя 50 лет Считавшегося вымершим сомалийского прыгунчика переоткрыли спустя 50 лет

Сомалийский прыгунчик не только не исчез, но и оказался весьма многочисленным

N+1
Конор Макгрегор Конор Макгрегор

Что можно взять на вооружение из стиля жизни и тренировок Конора Макгрегора?

Maxim
«Материнство калечило женщин страшнее, чем мужчин война». Могла ли женщина быть независимой в XIX веке «Материнство калечило женщин страшнее, чем мужчин война». Могла ли женщина быть независимой в XIX веке

Отрывок из книги «Сад» Марины Степновой

Forbes
Как избавиться от черных точек на носу: 5 домашних способов Как избавиться от черных точек на носу: 5 домашних способов

Мы поможем найти решение, чтобы твое лицо выглядело чистым и сияющим

Cosmopolitan
Алексей Морозов: «Люблю крутые виражи» Алексей Морозов: «Люблю крутые виражи»

Мы привыкли видеть Алексея Морозова в ролях сильных, бескомпромиссных парней

Добрые советы
Открыть в приложении