Скотт Маккуайр о перспективах власти Google и Facebook и новом типе города

ForbesРепортаж

«Любое пространство сегодня превращается в базу данных»: профессор урбанистки о том, как Google берет города под свой контроль

Австралийский урбанист и медиатеоретик, профессор Мельбурнского университета Скотт Маккуайр обсудил с Forbes Life перспективы будущей власти Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), значение трагедии 11 сентября, причины «арабской весны» и новый тип города, который дети понимают лучше взрослых.

Марина Анциперова

47978212242_040e96e746_o.jpg__1569318842__50523.jpg
Фото Strelka

Современный город уже невозможно отделить от медиа, считает Скотт Маккуайр, доктор наук в области исследований медиа, профессор школы культуры и коммуникаций в университете Мельбурна. В итоге получается то, что он называет «медийным городом». Этому термину посвящена и его книга Геомедиа — о том, как экраны, фотографии, камеры слежения, смартфоны и другие медиаинтерфейсы определяют и формируют пространство современного города. Марина Анциперова поговорила с теоретиком городов о том, почему будущее из наших фантазий наступило уже сейчас.

В вашей книге вы называете 11 сентября днем, когда началась новая эра, — в тех аспектах, которые касаются распространения новостей, нашего взаимодействия с медиа, получения информации, ее воздействия на нас. Что вы имеете в виду? Почему именно этот момент стал переломным?

Как я и писал в своей книге, телевидение стало средством жутковатой передачи травматического опыта. Тот факт, что разница между двумя самолетными ударами составила 17 минут, позволила телекамерам приготовиться — и то, как второй самолет врезался в башню, было показано в прямом эфире. Пожар продолжался почти час, и мы могли видеть это в прямом эфире, то как плавилась арматура и обрушалась башня — катастрофа такого масштаба впервые разворачивалась на наших глазах на экране телевизора в реальном времени.

Как это изменило нашу жизнь? В чем, на ваш взгляд, состоит главное отличие городов, в которых мы живем сегодня, от городов XX века?

Эти различия можно сформулировать по-разному, но суть их всегда заключалась в способах коммуникации. Крупные компании позволяют нам общаться посредством технических устройств, когда мы перемещаемся по городу. И когда я говорю «общаться», нужно иметь в виду, конечно, что устройства и сети передают все бОльшие объемы информации о нас. Здесь и кроется дилемма: развитие технологий дает нам большую свободу передвижения, но и дает технологиям бОльшие возможности следить за нашим поведением.

Многие футурологи предсказывают, что города будущего будут переполнены экранами и умными технологиями. Но с точки зрения горожан эти перемены могут быть не так очевидны. Допустим, кто-то уснул на последние тридцать лет не факт, что он заметит, как все вокруг изменилось. Какие конкретные факторы вы бы могли выделить?

Мы все больше и больше делимся информацией. Вы заметили, что города заполняют огромные экраны. Но это еще не все. Есть экраны на фасадах крупных зданий, но есть и те экраны, которые люди носят с собой. Это очень личная сфера, но она тоже меняет то, как функционируют общественные пространства города. Если раньше мы воспринимали медиа как нечто отдельное, то сейчас мы разговариваем с технологиями лицом к лицу. И вы можете это наблюдать на самых простых уровнях: сейчас, когда я сижу и разговариваю с вами, мой экран мигает и мое внимание переключается. Это может быть сообщение от моего сына, который отправил его, находясь за 12 000 км. Оно приходит моментально, поэтому вы находитесь во всех этих различных пространствах одновременно. Новый главный вопрос состоит в том, как эти связи множат наше внимание или фрагментируют, дробят, расширяют, разнообразят сферу нашего внимания.

В вашей книге вы говорите о технологиях и инновациях, созданных различными компаниями. Из нее, кстати, не очень понятно, критикуете вы Google Street View за неэффективность, или нет. Какие технологии, на ваш взгляд, определили наш мир?

Google Street View — это действительно интересный пример. Я размышлял об образах города и о том, как первые фотографы запечатлевали их. В XIX веке изготовить снимок было еще непросто. Камеры фиксировали объекты медленнее, и снимать движущиеся предметы было той еще задачей. Если объект двигался, он фактически становился невидимым для камер. Постепенно с XIX по XX век мы начинали замечать новые способы изображать город, фиксировать жизнь города и различные предметы в подвижных снимках, и это оказало на людей большое влияние. Люди в начале XX века говорили: «О, потрясающе, это новый вид изобразительного искусства». Художники развивали кинематографическое видение города. В начале XXI века, когда я увидел Google Street Views, я почувствовал что-то подобное: меня поразили масштабы задачи, сам факт, что мы можем выйти на каждую улицу каждого города мира и сохранить панорамные снимки в базу данных. Чем дольше я об этом думал, тем четче я понимал: это не то же самое, что кино или даже фотография. Даже если мы говорим о снимках. Речь идет о сборе данных, способе превратить физические пространства в базу данных о человеке. Конечно же, Google Street Views — часть Google Maps. Я думаю, что Google Maps — это одна из технологий, которые заметно меняют мир, потому что она позволяет нам как ориентироваться в мире, так и связывать информацию и сервисы с пространством.

Считаете ли вы, что сегодня мир и города стали более безопасным местом более понятным, более структурированным?

Это очень хороший вопрос. Я думаю, мы можем посмотреть на эту ситуацию на разных уровнях. Например, возможности спутниковой фотографии или геоданные позволяют нам замечать в городах определенные закономерности. Тысячи спутниковых снимков города можно приближать или отдалять, на них различимы отдельные лица. Позволяет ли нам это полнее понять город? Я не уверен, мне кажется, что в этом и заключается сложность города, связь между малыми деталями и средой в целом. Это одна из причин, почему так интересно именно жить в городе, рассматривать фонарики или стикеры на стенах, или еще какие-то мелочи — и чувствовать себя частью чего-то большего. На протяжении всего Нового времени люди мечтают о том, чтобы действительно понять город, постичь его природу, будь то через тексты, будь то через фотографии, будь то через фильмы. Сейчас мы доверили свою мечту компьютеризации и новым технологиям, которые позволяют нам работать с распознанием закономерностей. Конечно, это даст нам новое знание. Но даст ли нам это новое понимание города? Может быть, наше понимание города основано не на данных или информации, но на историях, на нарративе, другом подходе к упорядочиванию.

С другой стороны, тревожным людям жить в городе стало проще: мы знаем, куда приедет такси, кто будет за рулем, мы знаем, где в городе лучшие кафе, потому что они получили девять баллов на Foursquare. Может быть, мы даже знаем заранее, кого из знакомых там встретим, поэтому город в определенном смысле становится более прозрачным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поднять паруса: проложат ли нанотехнологии путь к звездам Поднять паруса: проложат ли нанотехнологии путь к звездам

Скоро ли начнутся регаты в межзвездном пространстве?

Forbes
Одна вокруг света. Как спастись от дорожных мошенников в Эфиопии Одна вокруг света. Как спастись от дорожных мошенников в Эфиопии

Деревенская жизнь и любопытство эфиопцев к путешественнице из России

Forbes
Король ток-шоу: кто такой Фил Донахью? Король ток-шоу: кто такой Фил Донахью?

Чем Фил Донахью заслужил уважение и доверие телезрителей?

Правила жизни
Под прикрытием Под прикрытием

Испанцы «ходят по тапас» не ради еды, а во имя настоящей дружбы

Вокруг света
Вопрос психологу: как стресс влияет на принятие решений? Вопрос психологу: как стресс влияет на принятие решений?

Какое влияние стресс оказывает на мышление и поведение?

Правила жизни
6 советов по бодибилдингу от Арнольда Шварценеггера (он знает, о чем говорит) 6 советов по бодибилдингу от Арнольда Шварценеггера (он знает, о чем говорит)

Дельные советы от настоящей легенды

Playboy
Что вы не знали о Брижит Бардо Что вы не знали о Брижит Бардо

Не только талантливая актриса и секс-символ шестидесятых

GQ
Лучшие кадры дикой природы по версии Лондонского музея естесствознания Лучшие кадры дикой природы по версии Лондонского музея естесствознания

Лондонский музей естествознания опубликовал лучшие фотографии дикой природы

Esquire
Как согреть квартиру, пока не включили отопление Как согреть квартиру, пока не включили отопление

Каждую осень во многих российских квартирах становится очень холодно

Популярная механика
Шеф-повар Дидье Коли — о трудовом кодексе, Ким Кардашьян и Москве Шеф-повар Дидье Коли — о трудовом кодексе, Ким Кардашьян и Москве

В московском BURO TSUM состоялись гастроли шефа Дидье Коли

РБК
Имперский размах Имперский размах

Микс европейских архитектурных и декоративных традиций

SALON-Interior
«Столкновение цивилизаций»: фильм студии Барака Обамы о китайской фабрике в США вызвал дискуссии в соцсетях «Столкновение цивилизаций»: фильм студии Барака Обамы о китайской фабрике в США вызвал дискуссии в соцсетях

Документальный фильм «Американский завод» вызвал дискуссию в соцсетях КНР

Forbes
Девушка с обложки Девушка с обложки

20-летняя Оксана Плечко, рассказала о том, кем мечтала стать в детстве

Grazia
Дайте два! Дайте два!

Год назад у Елены Кулецкой и Станислава Романовского родилась еще одна девочка

OK!
Площадь, пройденная огнем Площадь, пройденная огнем

Почему половину всего леса в стране можно не тушить

Русский репортер
Cветлый путь Cветлый путь

Архитекторы сделали дневной свет главным действующим лицом интерьера

SALON-Interior
«Нас называют «форбсята» и «форбсихи»: Тата Карапетян о новом поколении наследников, отношениях в семье и битве за авторитет «Нас называют «форбсята» и «форбсихи»: Тата Карапетян о новом поколении наследников, отношениях в семье и битве за авторитет

О ней принято говорить: «Дочь Самвела Карапетяна, 29-го в списке Forbes»

Forbes
«Не понимаю, как я до сих пор не надоела» «Не понимаю, как я до сих пор не надоела»

Мерил Стрип поделилась новым опытом перевоплощения

Огонёк
Юлия Хлынина: «Вечно мучаю себя самокритикой» Юлия Хлынина: «Вечно мучаю себя самокритикой»

Встретилась с исполнительницей одной из главных ролей в сериале «Коллцентр»

Grazia
Царь-пушка на рельсах: уникальная советская артиллерия Царь-пушка на рельсах: уникальная советская артиллерия

Гигантские железнодорожные орудия

Популярная механика
«Экономический кризис сделал нас всех очень острожными»: зачем американский миллионер Гленн Стернс запускает реалити-шоу «Экономический кризис сделал нас всех очень острожными»: зачем американский миллионер Гленн Стернс запускает реалити-шоу

Гленн Стернс примет участие в шоу «Миллиардер под прикрытием»

Forbes
«Один умный, другой – очень умный»: почему Наталья Поклонская разводится с мужем «Один умный, другой – очень умный»: почему Наталья Поклонская разводится с мужем

Cosmo решил вспомнить историю отношений Натальи Поклонской

Cosmopolitan
25 женщин-CEO 25 женщин-CEO

Список наиболее успешных руководительниц компаний российского бизнеса

РБК
Экспертный совет Экспертный совет

О новых средствах Gucci, Christina Fitzgerald и Kevin.Murphy

Grazia
Лучшие профессиональные фены для волос: топ 2019 Лучшие профессиональные фены для волос: топ 2019

Какой профессиональный фен лучше купить в 2019 году?

CHIP
Почему от вейпа внезапно начали гибнуть люди Почему от вейпа внезапно начали гибнуть люди

В США от электронных сигарет за месяц умерло восемь человек

Популярная механика
15 вопросов к Дэвиду Харбору 15 вопросов к Дэвиду Харбору

Звезда «Очень странных дел» говорит о психических расстройствах

Playboy
Продюсер года: Александр Роднянский Продюсер года: Александр Роднянский

Александр Роднянский теперь он все чаще продюсирует начинающих режиссеров

GQ
«Мы на пороге второй квантовой революции» «Мы на пороге второй квантовой революции»

В России впервые заработал прототип квантового компьютера

Огонёк
13 главных женщин российского частного бизнеса 13 главных женщин российского частного бизнеса

Всего 13 из 200 крупнейших российских частных компаний управляются женщинами

Forbes
Открыть в приложении