Олег Табаков. Вспоминая маэстро
Про таких людей говорят: ушла целая эпоха. Олег Павлович Табаков был во всех смыслах народным артистом – его героев знали и горячо любили и дети, и взрослые
Неправильно ты, Дядя Федор, бутерброд ешь», – читаешь эту фразу и одновременно слышишь такие узнаваемые, слегка ироничные и вальяжные интонации. Да что там, даже самого Матроскина художница рисовала «с голоса Табакова» – чтобы подходил. И каким же разным он мог быть, этот голос. Звенеть от юношеского гнева, обличая мещанство, как у Олега в «Шумном дне». Обволакивать мурлыкающими интонациями красавца-мужчины Окоемова. Безнадежно и отчаянно исповедоваться Ольге Ильинской в роли Ильи Ильича Обломова...
Не хочу быть врачом!
Олег Табаков появился на свет в голодном 1935 году в Саратове. Правда, семье повезло – они жили аж в двух комнатах. В одной коммуналке была комната матери, в другой – отца, поэтому в стене между квартирами проделали дыру. Родители были врачами, профессия уважаемая, но не слишком денежная. Творческих вечеров, которыми могут похвастаться дети богемы, в доме не проходило. Зато Олега растили любящие бабушки, дяди и тети – вполне счастливое детство. Потом началась война, мать пропадала в госпитале, отец уехал на фронт. Вернулся живым и здоровым, вот только не к сыну и жене. Оказалось, что у него давно уже другая жизнь. Мальчик тяжело переживал предательство. Возможно, именно поэтому, когда сам, будучи женатым, встретил любовь, так долго тянул с уходом из семьи – не хотел повторять поступок отца.
В медицинских семьях дети часто идут по стопам родителей. По признанию артиста, мама видела его врачом-гинекологом. Но Олег отказался – как он потом шутил, это стало его вкладом в отечественную медицину. А вот другая мамина идея, записаться в саратовский драмкружок «Молодая гвардия», пришлась Олегу по душе. Юноша быстро стал звездой и сыграл, наверное, все главные роли из возможных. И, конечно, решил поступать в театральное – в столицу. Но родной город не забыл – приезжал, участвовал в культурной жизни, был членом жюри на фестивале документальной мелодрамы. На родине артисту установили памятник в 2015 – идущий по дорожке (к тому самому драмкружку) Олег Савин и смотрящий на него издалека легендарный кот Матроскин.
От грустного до смешного
В Москве Олег Табаков легко поступил в школу-студию МХАТ. Сначала ясноглазому улыбчивому юноше доставались исключительно роли высокоморальных положительных героев, но после блестящего исполнения Хлестакова на него взглянули иначе – оказывается, это чудесный комедийный актер! Все самые известные роли Табакова всегда многогранны – в одном герое уживается и смешное и великое, и драма, и комедия, и положительное, и отрицательное. В общем, все как в жизни.
В 1957 году Табаков поступает служить в театр Станиславского. А годом раньше – основывает «Студию молодых актеров». Действительно молодых и совсем еще не известных. Это позже фамилии Ефремов, Кваша, Волчек, Евстигнеев будут произносить с придыханием, а студия превратится в «Современник». Театр, билеты в который достать почти невозможно. Но сначала будут эксперименты, поиски своего стиля, ссора с МХАТом – руководство выгонит артистов из помещения и обвинит в глумлении над традициями.
Востребованный в театре, Табаков был не менее популярен и на большом экране, и зачастую сразу после репетиций на сцене мчался на съемки. Результат нагрузки – инфаркт в 29 лет. Врачи рекомендовали завязывать со сценой, но к ним, конечно, никто не прислушался – надо было репетировать роль Адуева в «Обыкновенной истории». Потом был Николай Ростов в знаменитом фильме Бондарчука и слава народного любимца, множество разноплановых ролей – от мечтательного Обломова до вспыльчивого Людовика XIII.
В 1983 году Табаков ушел из «Современника» в МХАТ. Его первой ролью стал страдающий от осознания чужой гениальности Сальери. Самому артисту зависть была чужда – как педагог и как руководитель он всегда давал шанс молодым и способным. Среди его выпускников – Игорь Нефедов, Андрей Смоляков, Елена Майорова. Начав руководить МХТ в 2000, он дал путевку в жизнь режиссерам Серебренникову и Богомолову, актерам Хабенскому, Чурсину, Матвееву и многим другим. А в 2009 был организован актерский колледж при знаменитой «Табакерке» – проживание и обучение для студентов там бесплатное.
Такая сильная любовь
История личных взаимоотношений артиста не уступает самой сильной драме. С первой женой, Людмилой Крыловой, отношения развивались более чем романтично – девушка влюбилась в Табакова, увидев его на сцене. Мечтала о личной встрече – она случилась и молниеносно переросла в роман. Родился сын Антон, молодые жили в коммуналке, разрываясь между бытом, репетициями и воспитанием ребенка. Были скандалы и ссоры, были примирения и признания. Людмила выхаживала мужа после инфаркта, рискуя жизнью, родила второго ребенка. Родилась дочь Александра, Олег пропадал на работе. А потом в «Табакерку» пришла хорошенькая девушка по имени Марина и влюбилась в маэстро.
О любовных треугольниках сложно рассказывать – у каждого своя правда, своя точка зрения. Особенно когда у богатого и знаменитого мужчины роман с девушкой на тридцать лет моложе. Когда они десять лет скрывают свой роман, но при этом о нем знает буквально каждый. Когда дети рвут отношения с отцом, первая жена не дает комментариев, а вторая после официального брака рассказывает о любви и браках на небесах. Когда доброжелатели намекают, что все роли она получает исключительно как протеже. Но 25 лет брака и двое детей все расставили на свои места. Олег Павлович однажды сказал: «Любовь – это когда не можешь без человека, когда нет сил терпеть разлуку».
Вспомнить и улыбнуться
И все же самая страшная разлука – та, на которую мы не можем повлиять. Осенью 2017 Олег Павлович попал в реанимацию. Одни СМИ писали про осложнения после приема у стоматолога, другие – про воспаление легких, третьи – утешали плановым обследованием.
Врачи ничего не могли сделать – и возраст, и диагноз не давали надежд. Состояние артиста ухудшилось, его ввели в искусственную кому, а когда он очнулся, то никого не узнавал. В марте 2018 Олег Табаков ушел из жизни. Ему было 82 года. Никто не вечен, но утрата любимых всегда тяжелое испытание. Для родных, для учеников, для зрителей – ведь каждый фильм, каждая роль связана для нас с чем-то личным. Но у нас остались воспоминания и роли – кино дарит бессмертие и вечность. И каждый может услышать тот самый голос и увидеть озорную улыбку маэстро. И, не сдержавшись, улыбнуться в ответ.
Фото: Global Look Press/Russian Look(4); Мосфильм/Fotodom.ru (5)
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl