Моторный допинг: как велоспортсмены незаконно «прокачивают» свой байк
Велогонки — один из самых скандальных с точки зрения допинга видов спорта. Проблему усугубляет то, что незаконно «прокачать» здесь можно не только атлета, но и его байк: чем компактнее и экономичнее становятся электродвигатели, тем легче их спрятать.
На рубеже 2000–2010-х годов в шоссейных гонках доминировал швейцарский велосипедист Фабиан Канчеллара — двукратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, победитель множества самых престижных соревнований. В какой-то момент его преимущество стало настолько подавляющим, что среди болельщиков и конкурентов поползли слухи о допинге.
История велоспорта полна таких разоблачений. Как раз в 2000-х гремел скандал вокруг американца Лэнса Армстронга, которого неоднократно ловили на переливаниях крови, уколах эритропоэтина и других средств, временно усиливающих обмен кислорода, пока не дисквалифицировали пожизненно. Однако к Канчелларе таких претензий не было: вопросы возникли к его байку.
Фабиан Канчеллара доминировал в шоссейных велогонках с таким преимуществом, что возникли сомнения: не использует ли он скрытый двигатель?
Ведущий популярного YouTube-блога и бывший профессиональный велосипедист Давиде Кассани в своем очередном ролике заявил, что ускорение швейцарского спортсмена на трассе «совершенно ненатурально». Он предположил, что в раме байка спрятан небольшой электродвигатель, включающийся от незаметной кнопки на руле, и даже показал пару подозрительных моментов, когда Канчелларе как будто нажимал ее во время заездов. Разговоры о применении такого «моторного допинга» уже велись среди спортсменов, теперь же появились сразу два подозреваемых: слишком быстрый Канчелларе и Gruber Assist — новый электродвигатель, компактный, легкий (900 г) и способный выдавать до 100 Вт, помогая вращать педали.
Увы, заезды, о которых говорили разоблачители, давно миновали, поэтому проверить велосипед чемпиона не было никакой возможности. К тому же при детальном разборе вопроса возникли серьезные сомнения в том, что Канчелларе технически мог использовать Gruber Assist: размеры двигателя не подходили под раму; вдобавок при работе мотор издавал слабый, но вполне различимый звук, который могли услышать соседи по гонке.