Лазерные шоу Мартина Хессельмайера
За окном сверкают молнии, но это не гроза, а лазерное шоу немецкого художника Мартина Хессельмайера, мастера световых инсталляций. Его яркие перформансы собирают сотни зевак, которые далеко не всегда догадываются, что сами становятся действующими лицами аттракциона.
В отключенном состоянии инсталляция выглядит так, будто в павильонах торгового центра гигантский паук сплел западню, подобную тем, что можно встретить в детских развлекательных комнатах или на телевизионных шоу. Только вот детские увеселения здесь совершенно ни при чем. В основе проекта лежат подключенные к микроконтроллерам люминесцентные нити, а снаружи расположены датчики, которые реагируют на движения, звуки и освещенность. В зависимости от изменения показателей нити зажигаются, и начинается игра света, со стороны отдаленно напоминающая сверкание молний или лазерное представление в духе Жана-Мишеля Жарра. Эта инсталляция называется Capacitive Body («Емкостное тело», 2008), и она стала одним из первых экспериментов Мартина Хессельмайера с окружающей средой. По его мнению, каждое пространство, будь то парк, торговый павильон или проезжая часть, имеет собственную невидимую ауру. Главной своей задачей дизайнер ставил проявление иных, непривычных зрителю сущностей окружающего мира, взгляд на обычное пространство под необычным углом. И еще он пытался рассказать, что у любой окружающей среды есть свой неповторимый рисунок, а его работа — это всего лишь механизм, с помощью которого это можно зафиксировать визуально. Справился он или нет — решать зрителю.
Танцы света
Работа со светом началась с проекта Raumlinien («Четкие линии», 2006), который Мартин разработал для серии широкоформатной печатной рекламы. Для фотосессии он спроектировал витиеватую сеть люминесцентной проволоки, растянутой между деревьями. Проект был отснят, но световая концепция отказалась покинуть голову дизайнера. Хессельмайер начал искать, каким образом развить проект, и на определенном этапе встретился с Андреасом Мюкселем — профессором кельнской школы дизайна. Они сработались: Мюксель по сей день остается соавтором Мартина в области светового искусства. Дизайнеры выбрали достаточно узкое направление и отклоняются от него не так уж часто. Другое дело, что это направление в принципе уникально и конкурентов внутри жанра у них практически нет.
В принципе, большая часть интерактивных работ Хессельмайера представляет собой вариации на тему того самого, первого «Емкостного тела», с различными отклонениями. В первой работе контроллеры работали независимо друг от друга и не были связаны логическими механизмами, но авторам этого и не требовалось: работа не должна была реагировать сама на себя, и для управления каждой светящейся осью существовал отдельный датчик, выведенный за пределы инсталляции.