Культура фаллосов и вульв
Как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией
Вспоминая о древних цивилизациях, мы обычно думаем про египетские пирамиды, глиняные таблички с кодексом Хаммурапи или крито-микенские дворцы. Но в то же самое время, когда тела фараонов превращали в мумии, на другом конце мира не менее интересные народы занимались не менее интересными вещами. По поводу происхождения одного из них археологи ломали копья последние тридцать лет: людей, живших в пустынной местности к югу от Тянь-Шаня, называли и выходцами из казахских степей, и потомками индоиранских племен Средней Азии, и даже кельтами. Недавно в этом детективе поставили точку палеогенетики — и никто из спорщиков не оказался прав. Рассказываем о том, как в Таримской впадине нашли древних людей, почему ученые так долго не могли договориться об их родине и где она в конце концов оказалась.
Между горными хребтами Синьцзяна — на севере Тянь-Шань, на западе Памир, с юга Куньлунь — расположена Таримская впадина. Полторы тысячи километров засушливой земли с запада на восток, 600 — с севера на юг. Большую часть впадины занимает пустыня Такла-Макан, которую когда-то пересекали караваны — они везли товары по Великому шелковому пути и делали остановку в оазисе Лоулань. В наше время в сердце пустыни нашли нефть и теперь через нее тянется «самая дорогая дорога в мире», защищенная от бродящих вокруг песчаных дюн. Ничего интересного. Песок, ветер, жара.
О том, что безжизненная пустыня хранит остатки древней культуры, стало известно в начале XX века: в 1906 году американский географ Эллсуорт Хантингтон (Ellsworth Huntington) сообщил, что обнаружил в Таримском бассейне доисторический памятник. Примерно в это же время японский путешественник Кодзуи Отани (Kozui Otani) привез из экспедиции по Великому шелковому пути купленные им древние артефакты из Таримского впадины. Часть этой коллекции сейчас хранится в Национальном музее Кореи.
Через несколько лет, где-то между 1911 и 1919 годами (свидетельства в источниках расходятся), местный охотник по имени Эрдек (Ордек) обнаружил древний могильник, получивший впоследствии название Сяохэ («Маленькая река»). Через двадцать лет он рассказал о своей находке шведским археологам Фольке Бергману (Folke Bergman) и Свену Хедину (Sven Hedin), которые путешествовали по Таримскому бассейну, и те решили своими глазами увидеть, как выглядит «холм с сотнями могил». После долгих поисков ученые прибыли на место и увидели, что могилы разграблены, а многие артефакты разбросаны по всей территории памятника.
Бергман обратил внимание на столбы из тополя, установленные на могилах. Конструкции призматической формы отмечали женские погребения, а веслообразные — мужские. Впоследствии эту необычную особенность ученые связали с культом плодородия: призматические столбы символизировали фаллос, а веслообразные — вульву. Шведы раскопали здесь 12 погребений: в могилах лежали хорошо сохранившиеся мумии, которые внешне сильно напоминали европейцев.
А после о таримском могильнике на долгое время забыли. Даже весть об уникальных находках до мирового научного сообщества тогда толком не дошла. На статью Бергмана и Хедины коллеги не обратили особенного внимания, а в самом Китае было не до науки: сначала в страну вторглись японцы, затем началась гражданская война, потом революция, а после — строительство коммунизма. На Западе про уникальные находки практически ничего не знали, пока в конце ХХ века их не переоткрыл американский синолог Виктор Маир (Victor Mair).
Маир изучал древние письменные памятники в Синьцзяне и Ганьсу, поэтому с 1981 года регулярно приезжал в Китай. В 1988 году он приехал в Урумчи и наткнулся в местном музее на новую экспозицию: там были выставлены отлично сохранившиеся мумии в повседневной одежде. Маир был особенно впечатлен останками пятидесятилетнего мужчины: что двухметровый светловолосый гигант делал в самом центре Азии? Ученый даже подумал, что мумии не настоящие, просто приманка для туристов.
Всерьез за таримских мертвых он взялся только через три года, после того как в 1991 году узнал из газеты The New York Times об Этци — другой мумии, которую нашли немецкие туристы в Альпах неподалеку от деревни, где вырос его отец (подробнее о ней читайте в материале «Из пропасти во льду»). Отложив газету, Маир решил организовать исследовательский проект. Вдруг между европейцем Этци и «европейцем» из Таримской долины, которого повстречал ученый несколько лет назад в музее Урумчи, есть какая-то связь?
Поэтому по-настоящему о мумиях из далекого Синьцзяна мы узнали лишь в 1994 году, когда британская газета The Mail on Sunday рассказала о мумиях, которые сохранились лучше, чем древнеегипетские. Журналисты сообщили, что на пустынных землях в Западном Китае археологи нашли останки высоких белокурых людей, выходцев из Северной Европы. Самым древним из них было около 4000 лет, самым молодым — около 2300.
Через пять лет сотрудники Синьцзянского института материальной культуры и археологии под руководством Бинхуа Вана (Binghua Wang) установили точное местоположение могильника Сяохэ, а уже в 2002–2005 годах ученые под руководством Идилисы Абудужэсулэ (Yudulisi Abuduresule) раскопали и тщательно обследовали 167 погребений. Исследователи выяснили, что могилы, находившиеся на первом—втором уровне, разграблены, но погребения третьего—пятого уровней уцелели. Увы, полный отчет о работах ученые не опубликовали до сих пор.
Красавица, статный муж и ведьмы
Сохранность органических материалов на древних археологических памятниках Внутренней Азии обычно оставляет желать лучшего. Ткани, дерево или кожа сохраняются только в исключительных условиях: в сухом климате, зонах вечной мерзлоты или в затопляемой местности. Но Таримский бассейн как раз исключение — его древние обитатели превосходно сохранились благодаря естественной мумификации, которую обеспечил местный сухой климат. В общей сложности археологи обнаружили здесь не меньше 400 древних мумий, а также тысячи скелетированных останков (подробнее узнать о других известных нерукотворных мумиях можно в нашем материале «Хорошо сохранились»).
Самой известной таримской мумии, «Лоуланьской красавице», около 3800–4000 лет. Ее в 1980 году обнаружил китайский археолог Му Суньин (Mu Sun-ing). Когда о находке стало известно, уйгуры сразу объявили ее своей прародительницей, чтобы подчеркнуть, что их народ первым прибыл в Синьцзян. Но первые же исследования, проведенные за границей, показали, что она, скорее всего, имеет кельтское, сибирское или скандинавское происхождение. Ученые предположили, что она может быть потомком от смешанного брака между европеоидом и метиской европеоида и восточного азиата.
Тело Лоуланьской красавицы отлично сохранилось — видны даже морщины на коже. Четыре тысячи лет назад ее положили на спину в могиле глубиной около метра, завернув в простую шерстяную ткань. На ней одежда из шерсти и меха, а также сапоги из кожи козы. Волосы длиной около 30 сантиметров покрывает головной убор из войлока, украшенный двумя гусиными перьями. Одежда хранит следы неоднократного ремонта, а сама женщина страдала от вшей: их следы нашли на голове, ресницах, бровях и в лобковой зоне.
Сейчас обезвоженная мумия весит лишь 10,7 килограмма, но при жизни рост этой женщины был около 156 сантиметров, а вес — 47–52 килограмм. В последний путь ее сопровождал лишь гребень и длинная соломенная корзина. Она умерла в возрасте 40–48 лет, по всей видимости, от болезни легких — в них палеопатологи обнаружили большое количество песка, пыли и древесного угля.
Другая известная таримская мумия — это «Черченский человек», которым так впечатлился при первой встрече Маир. Ученому показалось, что этот человек очень похож на его брата, поэтому синолог прозвал его «Ур-Давид» (хотя закрепилось в итоге имя, данное по названию поселения, в окрестностях которого нашли мумию). Черченский человек значительно моложе Лоуланьской красавицы — он жил в около 1000–600 годов до нашей эры. Мужчина был достаточно высокого для своего времени роста — около 176–178 сантиметров, а его темно-рыжие волосы и бороду уже тронула седина. Высокие скулы, полные губы и длинный нос, наряду с гардеробом, привели первых исследователей к мысли, что он родом из Европы.
Черченского человека похоронили лежа на спине, его колени были слегка согнуты. Руки мертвеца лежали на животе и были связаны на запястьях веревочками из красных и синих нитей. Волосы мужчины были заплетены в две косы длиной около 30 сантиметров, а лицо окрашено желтой охрой, два блюда с которой также были оставлены в могиле.
Вместе с ним в могиле покоились еще три женщины и маленький ребенок. Одна из них, невысокая женщина возрастом около 55 лет, также хорошо сохранилась. Ее волосы были собраны в четыре косы, причем две из них сделаны из волос другой женщины. Ее лицо тоже раскрашено — между глазами проведена белая полоса, по обе стороны от носа выведены спирали. Как и у мужчины, ее руки были связаны. Кроме того, у усопшей была подвязана нижняя челюсть, но археологи нашли ее уже с немного приоткрытым ртом, из которого торчал язык. Останки другой женщины были полностью скелетированы, на третьей сохранилось лишь небольшое количество мумифицированных тканей.
Рядом с ними нашлась еще одна могила — в ней покоился мальчик трех-шести месяцев. На его крошечной голове под синей шерстяной шапочкой сохранились светлые волосы. Его ноздри были набиты красной шерстью, а лицо раскрашено краской телесного цвета. Перед погребением на глаза малыша положили синие камешки. Рядом с ним лежит предмет, похожий на зашитое овечье вымя, который, видимо, использовался в качестве примитивной детской бутылочки — в нем сохранилось небольшое количество засохшего молока.