Путешествие на край детства
Ксения Рождественская о «Маленькой маме» Селин Сьямма
В прокат выходит «Маленькая мама» — история двух девочек, встретившихся в волшебном лесу. Селин Сьямма, автор нашумевшего «Портрета девушки в огне», заслужившего репутацию чуть не главного фем-манифеста последнего времени, на этот раз будто бы отказалась от всякого радикализма и сняла сказку о путешествии во времени, в котором не происходит ничего страшного.
У восьмилетней Нейи умерла бабушка, девочка не успела с ней попрощаться. Теперь Нейи едет с родителями за город, в бабушкин старый дом, чтобы разобрать вещи. Мама Нейи, Марион, грустит, увидев дом своего детства: в этой спальне она ночами боялась тени на кровати, на этой кухне помогала маме печь блины, в этом лесу строила шалаш — и, не в силах справиться с горем, внезапно уезжает, оставив Нейи с отцом разбирать вещи. Однажды Нейи идет играть в лес и встречает там девочку, которая строит шалаш. Девочку зовут Марион. Да, новая подруга — будущая мама Нейи. Так устроен этот лес: пойдешь с одной стороны — придешь в дом, где живет Нейи, с другой — придешь в дом ее маленькой мамы. Это не спойлер, не двигатель сюжета, героини ничего от этого не получат, они просто несколько дней поиграют вдвоем.
Француженка Селин Сьямма, чей «Портрет девушки в огне» два года назад поразил одних, вывел из себя других, а третьих заставил рассуждать о фем-манифестах, на этот раз сняла нечто противоположное манифесту: маленькую сказку без чудес, непривычный, нетуристический фильм о путешествии во времени. Это определение самой Сьямма: она считает, что путешествия во времени стали для кино своеобразным туризмом, герои в таких фильмах всегда хотят чего-то добиться, делают что-то, чтобы улучшить свою сегодняшнюю жизнь.