В понедельник католической Страстной недели горел собор Парижской Богоматери

Караван историйИстория

О чем молчат химеры

Вечером пятнадцатого апреля, в понедельник католической Страстной недели, горел собор Парижской Богоматери. Когда охваченный пламенем шпиль обрушился, переломившись пополам, над планетой словно пронесся единодушный возглас ужаса.

Татьяна Миргородская

Практически сразу объявили: дело не в теракте, причина либо допущенная халатность в ходе реставрационных работ, либо короткое замыкание — пожар начался на строительных лесах над крышей собора. Казалось, его не спасти — на протяжении четырнадцати часов люди в отчаянии прощались с Нотр-Дамом.

Совсем недавно, в 2013-м, праздновали 850-летие собора — к юбилею отлили девять колоколов, реконструировали орган, выпустили почтовые марки и разработали «маршрут паломника», включающий знакомство с секретами Нотр-Дама. А этих секретов немало...

Ведь даже само создание храма овеяно легендами. Официальной датой начала строительства считается 1163 год. Закончили его спустя два столетия, впрочем, о «завершении» говорить трудно, учитывая постоянные многочисленные переделки и дополнения. Сначала на острове Сите посреди Сены размещался галло-римский храм Юпитера. На его фундаменте сложили первую христианскую церковь Парижа — базилику Святого Стефана. Затем епископ Морис де Сюлли призвал построить здесь готический собор.

Первый камень заложили король Людовик VII и папа Александр III. Зодчие постепенно возводили алтарную часть, боковые капеллы и хоры, западный фасад, башни, северные и южные врата. Пространство собора вмещало всех жителей Парижа — тогда их насчитывалось около десяти тысяч. Неграмотные горожане в буквальном смысле изучали здесь Библию — история христианства воплощена в скульптурах. Здание получилось таким огромным, что в среднем нефе легко разместился бы современный двенадцатиэтажный дом.

Нотр-Даму была отведена роль свидетеля и непосредственного участника многих исторических событий. В 1229 году здесь униженно каялся отлученный от церкви граф Тулузский Раймунд VII, бунтовавший против Людовика VIII. Через десять лет Людовик IX торжественно внес сюда терновый венец Иисуса Христа. В 1302 году Филипп IV провозгласил открытие первого парламента Королевства Франции, а в 1456 году тут начался судебный процесс по оправданию Жанны д’Арк, в 1558 году под этими сводами состоялось бракосочетание Марии Стюарт и дофина Франсуа, спустя год — Елизаветы Валуа и Филиппа II. Еще через тринадцать лет — Маргариты Валуа и Генриха Наваррского.

В 1804-м в Нотр-Даме Наполеона Бонапарта провозгласили императором

В 1668 году маршал Тюренн отрекся здесь от протестантской веры, в 1804-м Наполеона Бонапарта провозгласили императором, а в 1811-м крестили его сына. В древнем храме в 1934 году проводили похороны президента Пуанкаре и чествовали маршала Петена в 1944-м. Здесь девятого мая 1945 года кардинал Сюар встречал генерала де Голля, членов правительства и послов СССР, США и Великобритании. В Нотр-Даме веками женили, крестили и хоронили — собор Парижской Богоматери невозмутимо наблюдал судьбоносные вехи нескольких эпох.

И вот теперь, спустя 856 лет, в отчаянии глядя на бушующее пламя, люди прощались с уникальной святыней. Со стрельчатыми порталами входов — Богоматери, Страшного суда и Святой Анны. Со знаменитыми витражными окнами-розами XIII века, на которых запечатлены Дева Мария с Младенцем, цари Израиля и Иудеи, судьи и первосвященники, пророки, апостолы и святые мученики, библейские сцены. С башнями западного фасада — готической «визитной карточкой» собора. Их начали строить в 1200 году и закончили спустя пятьдесят лет. Обе высотой шестьдесят восемь метров, но северная чуть крупнее южной... С десятью колоколами. В южной башне с 1685-го царил самый большой — тринадцатитонный Эммануэль. Это он в 1944 году звонил в честь освобождения Парижа. Только его пощадила толпа в Великую французскую революцию. Остальные колокола якобинцы сняли и переплавили на ядра, их вернули лишь в 2013-м, отлили в Нормандии и каждому дали имя святого.

Официальной датой начала строительства считается 1163 год. Закончили его спустя два столетия, впрочем, о «завершении» говорить трудно, учитывая постоянные многочисленные переделки и дополнения

Колокола Нотр-Дама навеки связаны с именем одного из самых ярких литературных героев — звонаря Квазимодо.

Его «отцу», Виктору Гюго, мир обязан сохранением собора. Во времена Великой французской революции Робеспьер поставил парижанам ультиматум: либо «твердыня мракобесия», как он назвал Нотр-Дам, будет уничтожена, либо жителям придется «скинуться» на нужды революции «и всех революций, какие произойдут в других странах». К тому времени собор изрядно обветшал — при Людовике XIV пострадала часть витражей, «свободные граждане» снесли головы статуям ветхозаветных царей и шпиль, а сам дом Господа приспособили под пороховой склад. Парижане согласились платить налог Конвенту, переименовавшему собор в храм Разума.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алик Сахаров: Мой ход в «Игре престолов» Алик Сахаров: Мой ход в «Игре престолов»

Я с самого начала знал, что на Арью возложена миссия уничтожить Короля Ночи

Караван историй
Самые дорогие бренды мира 2019 года по версии Forbes Самые дорогие бренды мира 2019 года по версии Forbes

Forbes составил ежегодный рейтинг самых дорогих брендов мира

Forbes
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Как найти достоинства в своих недостатках Как найти достоинства в своих недостатках

Отчаяние, безысходность, разочарование — все это отголоски обманутых ожиданий

Psychologies
Ольга Зуева: «Теперь любой может быть звездой, а значит, никто» Ольга Зуева: «Теперь любой может быть звездой, а значит, никто»

Ольга Зуева о фильме «На районе» и Даниле Козловском

СНОБ
Как выбрать беспроводную мышь для ноутбука? Как выбрать беспроводную мышь для ноутбука?

Выбираем манипулятор типа "мышь" для переносного ПК

CHIP
Виктория Токарева: «Мы живем не так, как хочется, а как получается...» Виктория Токарева: «Мы живем не так, как хочется, а как получается...»

«У тебя есть особенность — возле тебя я становлюсь гениальным»

Коллекция. Караван историй
Правило № 42: Как вырастить лидера Правило № 42: Как вырастить лидера

Коуч Алексей Ситников учит планировать высокий полет для всей семьи

Tatler
Шоу начинается... Шоу начинается...

Бродвей - это целая Вселенная с вечным сиянием огней и мюзиклами...

Караван историй
Индульгенция для миллиардеров. Почему бизнесу не нужно строить храмы Индульгенция для миллиардеров. Почему бизнесу не нужно строить храмы

У Русской православной церкви в современном обществе противоречивое положение

Forbes
Ю Несбё, Мураками и Фрай: 10 главных книг фестиваля «Красная площадь» Ю Несбё, Мураками и Фрай: 10 главных книг фестиваля «Красная площадь»

Стивен Фрай сдувает пыль с греческой мифологии

Forbes
Слишком правильный Слишком правильный

Певец Сергей Лазарев – о мамином воспитании и собственном отцовстве

Домашний Очаг
Hyundai i30 N Hyundai i30 N

Вместе с латинской N в имени «корейский гольф» обрел новую индивидуальность

Quattroruote
Ссора с партнером: негласные правила, которые нельзя нарушать Ссора с партнером: негласные правила, которые нельзя нарушать

Как выяснять отношения уважительно и каких ошибок стоит избегать

Psychologies
Лес, расти! Лес, расти!

«Всероссийский день посадки леса» особенно важен для Забайкалья

Огонёк
Генетические хакеры. Как молодые биотехнологи хотят заработать миллиарды на редактировании жизни Генетические хакеры. Как молодые биотехнологи хотят заработать миллиарды на редактировании жизни

Система CRISPR стала одной из самых актуальных технологий в биологии

Forbes
Отпуск – время быть вместе? Отпуск – время быть вместе?

Как отдохнуть так, чтобы не разочароваться?

Psychologies
Нелегкая инфекция Нелегкая инфекция

Опасность заразиться туберкулезом по-прежнему существует и в наше время

Лиза
«Игра престолов»: финал в пересказе Cosmo. Последняя серия «Игра престолов»: финал в пересказе Cosmo. Последняя серия

Сейчас ты узнаешь, кому же все-таки достался Железный трон

Cosmopolitan
Будем выращивать ГМО Будем выращивать ГМО

Как сократить отставание отечественной науки от мировой

Эксперт
Пересмотрите эти фильмы-победители Каннского кинофестиваля Пересмотрите эти фильмы-победители Каннского кинофестиваля

10 фильмов, которые удостаивались главного приза Каннского фестиваля

GQ
Золото помогает изменить гены человека Золото помогает изменить гены человека

Систему CRISPR можно доставить в человеческие клетки с помощью наночастиц золота

Forbes
Никогда не носите дома одежду, в которой ходите по улице Никогда не носите дома одежду, в которой ходите по улице

Домашняя одежда многое скажет о вашем чувстве собственного достоинства

GQ
Владимир Овчаренко: «Яхта или самолет есть у многих, а «Золотого фонда» – ни у кого» Владимир Овчаренко: «Яхта или самолет есть у многих, а «Золотого фонда» – ни у кого»

Владимир Овчаренко рассказал, почему элита опасается современного искусства

GQ
Топ-16 самых страшных фильмов ужасов всех времен (от «Омена» до «Приюта») Топ-16 самых страшных фильмов ужасов всех времен (от «Омена» до «Приюта»)

Ищешь очень страшные фильмы ужасов? Что ж, ты их нашел...

Playboy
Том Роулендс из The Chemical Brothers: «Между людьми возникает все больше искусственных барьеров» Том Роулендс из The Chemical Brothers: «Между людьми возникает все больше искусственных барьеров»

Один из пионеров британской электроники рассказал о заре рейва и новом альбоме

GQ
Как попасть на полку супермаркета: советы для мелких производителей Как попасть на полку супермаркета: советы для мелких производителей

Небольшие компании сталкиваются со множеством трудностей

Forbes
Мишель Лами о своей инсталляции на Венецианской биеннале Мишель Лами о своей инсталляции на Венецианской биеннале

Художница Мишель Лами рассказала о новом проекте с боксерскими грушами

Vogue
Джендри Уотерс (Джо Демпси): «Дискомфорт, что испытывал я во время съемок постельной сцены, передался зрителям» Джендри Уотерс (Джо Демпси): «Дискомфорт, что испытывал я во время съемок постельной сцены, передался зрителям»

Актер рассказал Esquire о съемках последнего эпизода и будущих проектах

Esquire
Почему эго — нам не враг и не стоит с ним бороться Почему эго — нам не враг и не стоит с ним бороться

Эго пользуется дурной славой, но проблема в искаженных представлениях о себе

Psychologies
Открыть в приложении