Чемпионы стриминга: как канал DAZN прорывается в высшую лигу спортивного вещания вместе с Роналду, Леброном и боксом
Джон Скиппер, которому пришлось уйти из гиганта спортивного вещания ESPN из-за кокаиновой истории, строит новый продукт, который со временем может стать Netflix в мире спорта
Первая суббота мая традиционно является одним из важнейших для американского спорта дней в году. Вдобавок к скачкам Kentucky Derby эта дата за последние 15 лет также стала красным днем календаря для самых известных боксеров, бои которых транслируются по модели pay-per-view (PPV) с оплатой за каждый просмотр. Популярности этого мероприятия способствует и близость одного из главных мексиканских праздников Синко де Майо, благодаря которому за боями следит огромное количество спортивных фанатов из Мексики. В Лас-Вегас на зрелище съезжаются десятки тысяч людей, включая многих знаменитостей.
Этот год не исключение. На арене T-Mobile в «городе греха» на ринге сошлись мексиканский боец Сауль Альварес и американец Дэниел Джейкобс. Однако на субботнем мероприятии отсутствовали HBO и Showtime, которые за последние 30 лет стали домом для крупнейших событий в мире бокса, транслирующихся по модели PPV.
Всё за Альвареса
Альварес, безусловно, самый высокооплачиваемый боксер в мире PPV-стриминга. В течение последних шести лет за просмотр боев с его участием пользователи заплатили более 8 млн раз, а общий доход HBO и Showtime благодаря ему составил $600 млн. Но теперь новой площадкой для бойца стала платформа DAZN, транслирующая спортивные мероприятия по технологии интернет-телевидения, или over-the-top (OTT, доставку видеосигнала от провайдера контента на устройство пользователя по сетям передачи данных, часто без прямого контакта с оператором связи). Изначально сервис был запущен в 2016 году в Европе и Японии и только позднее, прошлой осенью, появился в Соединенных Штатах. Тогда же с Альваресом был подписан контракт на умопомрачительную сумму $365 млн за 11 боев в ближайшие пять лет. На тот момент это был самый крупный контракт в истории спорта, хотя с тех пор рекорд побил бейсболист Майк Траут, с которым в марте была заключена сделка на $426,5 млн.
Управляет DAZN Джон Скиппер, бывший глава аналогичного сервиса и телеканала ESPN. В новую должность он вступил в мае 2018-го, чтобы контролировать Perform Group, материнскую компанию DAZN. «В этой сфере я имел репутацию первопроходца, поэтому новая работа сулила невероятные перспективы. Я считаю, что у нас есть все шансы построить компанию с довольно высоким уровнем капитализации», — признается Скиппер.
Покупка прав на трансляцию спортивных мероприятий и запуск целого стримингового видеосервиса — крайне рисковое и дорогое удовольствие. Disney, к примеру, в ближайшие два года готовится к убыткам в размере $1,3 млрд от собственной платформы ESPN+. К 2024 году мировой лидер спортивных трансляций надеется привлечь в общей сложности 12 млн подписчиков, в то время как сейчас пользовательская база составляет чуть более 2 млн человек. Крупным игроком американского рынка также является сервис B/R Live от телекоммуникационного гиганта AT&T, однако важно понимать, что своя стриминговая платформа есть чуть ли не у каждой спортивной ассоциации США.
Выстраивая коммуникационную инфраструктуру и покупая права на трансляции, DAZN сейчас находится в большом минусе. Покупка медийных прав обходится компании более $1 млрд в год. Но Скиппер, который за годы работы в ESPN получил опыт переговоров по трансляциям нескольких спортивных лиг, ожидает, что новые направления будут прибыльными через 4-5 лет.
Компания также обзавелась существенным резервным фондом, продав миноритарный пакет акций японской рекламной фирме Dentsu в 2018 году, а также передав свое подразделение по обслуживанию корпоративных клиентов венчурным инвесторам Vista Equity Partners. Руководитель DAZN объясняет: «У нас нет стремления привлекать в постоянных раундах инвестирования по $20 млн». Основным источником финансов для DAZN является бизнесмен-филантроп украинского происхождения Леонард Блаватник, который владеет контрольным пакетом акций и чье состояние оценивается в $18 млрд.