Как завещала Сонька Золотая Ручка: почему театр в 2020 году превратился в медиа
Театральные итоги 2020 года еще будут подведены и осмыслены культурологами. Forbes Life уже заметил: появились новые театральные медиа
В Москве, в Школе современной пьесы на Трубной площади в октябре 2020 года Дмитрий Крымов показал премьеру спектакля «Все тут». Спектакль — апофеоз клоунады, где приемы площадного театра (вроде двух клизм, с помощью которых герой демонстрирует потоки слез) призваны оттенить пафос глубоко личного. Главные действующие лица во «Все тут» — родители Дмитрия Крымова, режиссер Анатолий Эфрос, театральный критик Наталья Крымова, многолетний завлит Эфроса Нонна Скегина и герой, по-вудиалленовски изображающий самого режиссера Крымова. В спектакле звучит монолог о роли театра в современной жизни. Ведут его Сонька Золотая Ручка и Антон Павлович Чехов. Действие происходит на каторге во время чеховской командировки на Сахалин. Огромный Чехов, вдвое превосходящий по росту обычного человека (его играют два актера, взгромоздившись один на другого, — излюбленный крымовский прием, впервые использованный режиссером в его «Донком Хоте») кашляет и прижимает к губам алеющий платочек, а Сонька Золотая Ручка провидчески сыплет цитатами из будущих чеховских пьес (драматургом Антон Павлович станет после возвращения с Сахалина) и рефреном повторяет: «Без театра нельзя!», «Никак нельзя без театра», «Нужны новые формы».
В год пандемии театры ищут новые формы не на страх, а на совесть. Тем более что вчерашние режиссеры-новаторы, герои 2000-х, успевшие выпустить свои премьеры в этом сезоне, на фоне абсурда новой реальности выглядят растерянными школьниками. Невнятные «Бесы» Константина Богомолова — дебют в роли худрука Театра на Малой Бронной, и приторно-мелодраматический «Горбачев» Алвиса Херманиса, который вытягивает лишь актерское мастерство исполнителей, дар перевоплощения Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова.
Что дал театрам онлайн?
Главный вопрос уходящего года: что такое онлайн для современного театра? Вынужденная замена или новое направление развития? Еще весной питерский БДТ запустил онлайн-платформу, где соединил сторителлинг, архивные съемки спектаклей и новые форматы, которые с удовольствием принялись осваивать все артисты театра, включая народных Алису Фрейдлих и Нину Усатову, и стал активным участником социальных акций в сети. «Цифровая жизнь очень помогла нам в мае-апреле, то есть в первые месяцы карантина, потому что для артистов это была возможность реализоваться, и это помогло смягчить ситуацию резкого отсутствия привычного театрального существования. Кроме того, были и художественные открытия, в частности «Майнкрафт-театр». Вообще в социальном смысле цифровой театр, может быть, гораздо эффективнее, чем в обычной офлайн-жизни. Например, наши «Помоги врачам» или «Письма войны» стали цельными художественными акциями, которые имели внятный выхлоп — мы реально помогали людям и привлекали внимание аудитории к их проблемам», — рассказал Forbes Life худрук БДТ Андрей Могучий.
«В связи с тем, что одно из основных направлений развития нашей Новой сцены было именно цифровое искусство наш переход этой весной в цифровой мир был достаточно органичен, — говорит худрук Александринского театра Валерий Фокин. — Мы смогли осуществить в феврале первую в России онлайн-премьеру спектакля «Маузер» в постановке Теодороса Терзопулоса, когда появился полный запрет пуска зрителей в театр; поэтому смогли сразу же организовать трансляции спектаклей как репертуара, так и архивных записей на платформе Триколор и ВКонтакте, это дало огромный охват аудитории; поэтому удалось быстро запустить онлайн проекты в социальных сетях, а также благотворительный спектакль но специально написанной для этого случая пьесе Бориса Акунина «Драма на шоссэ».