Егор Молчанов: Покупать искусство, не разобравшись, — это плохая инвестиция
Сегодня российский арт-рынок превратился в обособленную территорию: продавцы и коллекционеры сосредоточились на внутренних продажах, которые демонстрируют новые рекорды. Руководитель аукционного дома ARTinvestment.Ru Егор Молчанов рассказал «Снобу», насколько сейчас выгодно инвестировать в арт-активы и какое искусство остается наиболее ликвидным в кризисные времена.
В декабре 2022 года ARTinvestment.Ru провел торги, на которых были представлены лоты музейного уровня. Картина Василия Перова «Охота на медведя зимой» ушла за 76 млн рублей — это рекорд для отечественных торгов. Появление таких высококлассных работ стало возможным из-за сегодняшней обстановки на рынке? С одной стороны, есть рост онлайн-продаж, с другой — все больше продавцов и покупателей концентрируется именно на рынке внутреннем.
Мы видим, что люди готовы покупать вещи за огромные деньги — раньше это было абсолютно невозможно. Такой поворот произошел в том числе благодаря пандемии, когда все сидели по домам и обратили внимание на онлайн-продажи. Это общемировая тенденция: градус доверия к такому формату торгов значительно вырос. Если раньше люди покупали онлайн-работы не дороже 10–30 тысяч долларов, то сейчас покупки исчисляются сотнями тысяч. В частности, в августе 2021 года «Композиция» Эдуарда Штейнберга была продана на наших торгах за 2,47 миллиона рублей. Оскар Рабин «Адам и Ева» ушел за 4,24 миллиона рублей. Что касается классического искусства, то тут цены впечатляют: например, мы продали работу Алексея Саврасова «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» (1858) за 38 миллионов рублей.
Шедевры никогда не стоят дешево, а люди хотят вкладываться в лучшие произведения искусства, справедливо считая, что они не потеряют в цене, а наоборот, вырастут. В долгосрочной перспективе будет именно так. Взять хотя бы «Адама и Еву» Оскара Рабина: в 2019 году на Sotheby’s ее продали за 32,5 тысячи долларов, а спустя три года на наших торгах она ушла за 57,7 тысячи (4,24 миллиона рублей).
Насколько выгодны вложения в искусство в эпоху политической и экономической нестабильности?
Глобальные исследования арт-рынка Deloitte показывают, что доходность искусства демонстрирует стабильный ежегодный рост. Сходную картину демонстрирует и индекс Sotheby's Mei Moses All Art Index. По другим данным, совокупный среднегодовой прирост на арт-рынке превышает аналогичные показатели индекса S&P. С 1971 по 2021 год индекс роста стоимости голубых фишек, то есть наиболее крупных имен, чьи работы растут в цене, в искусстве вырос на 9400%. В то время как классические инструменты показывают куда более скромные цифры. Например, рост индекса золота за этот же период составил 4100%, а американского фондового индекса S&P — 996%. Очевидно, что арт-рынок не только позволяет обогнать инфляцию, но и показывает большую доходность.
Сегодня впервые с 2007 года, когда были установлены все значимые ценовые рекорды на арт-рынке, спрос превышает предложение. С чем это связано?