Как Александра Глаголева-Аркадьева изобрела электромагнитный излучатель
Первая в России женщина-физик, получившая известность в мировом научном сообществе, первооткрывательница, фанатично преданная своему делу, талантливая преподавательница — такой была Александра Глаголева-Аркадьева, о которой сегодня мало кто знает за пределами профессионального сообщества. Рассказываем ее историю
В учебнике по физике за девятый класс можно найти иллюстрацию — шкалу электромагнитных волн. На ней подряд идут радиоволны (от сверхдлинных к микроволнам), инфракрасное (тепловое) излучение, видимый свет, ультрафиолетовое излучение, затем рентгеновское и гамма-излучение. Границы между диапазонами условны, непрерывность шкалы — важный аспект физики электромагнитных волн. Но отдельные виды излучения были открыты постепенно, и долгое время в шкале оставались пробелы. Заполнить один из них, между радиоволнами и тепловым излучением, смогла Александра Глаголева-Аркадьева — физик, изобретательница и преподаватель.
«Всюду успеть, все узнать»
В феврале 1884 года в селе Товарково Тульской губернии в семье священника Андрея Глаголева родилась девочка, которую назвали Александрой. Родители дали ей ласковое прозвище «солнышко».
В шесть лет Саша сама научилась читать и писать. Ей нравилось учиться, поэтому она решила подготовиться к поступлению в среднюю школу в Туле. «Помню, как настойчиво я просила своих родителей отвести меня в Тулу на вступительный экзамен раньше, чем они сами предполагали это сделать, — рассказывала впоследствии Глаголева. — Не помню, каковы были мои ответы на экзаменах. Хорошо помню свое торжество: я была принята в среднюю школу к удивлению своей семьи».
Александра училась хорошо, ее любимыми предметами стали математика и физика. После получения диплома Глаголева устроилась учительницей и проработала в сельской школе шесть лет. Она была преподавателем-экспериментатором. Чтобы «внести живую струю в преподавание», ввела дополнительные занятия: занималась с учениками пением и рукоделием. Дети обожали ее. Если в первый год у Александры училось 35 детей, то к концу шестого учиться в ее классы отправили уже 130. Глаголева любила свою работу, но и сама хотела продолжить учиться.
В 1906 году Александра приняла решение ехать в Москву: она мечтала поступить на физико-математический факультет Высших женских курсов. Задача была не из простых. На курсы принимали в первую очередь выпускниц гимназий, а Александра закончила епархиальную школу. Однако Глаголева не сдавалась и с третьего раза поступила.
«Нет слов для описание чувств, пережитых мною при посещении первых лекций, — писала она в дневнике. — Я испытывала чувство благоговения перед профессорами, которые казались мне сверхлюдьми. Необыкновенно сильное впечатление произвела на меня литературная, художественная и политическая жизнь столицы. По-видимому, деревенский житель должен «переболеть» жизнью столицы. Мне казалось, что мне надо всюду успеть, все узнать, чтобы почувствовать себя человеком. И я действительно всюду успевала».
Александре нравилось ходить в музеи и театры, но на первом месте для нее всегда была учеба. Одна из современниц вспоминала, что во время занятий в лабораториях Глаголева работала «весело и сосредоточенно, чувствовалась любовь к своей работе». Казалось, будто «во время работы весь мир для нее исчезал». Так же энергично она занялась помощью раненым, когда в 1914 году началась Первая Мировая война.