Изучаем историю театра МГУ — от постановок XVIII столетия до театра МОСТ

Культура.РФИстория

История студенческого театра МГУ

Автор: Ирина Кирилина

Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова (фрагмент). 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова, Ломоносово, Архангельская область

Любительская труппа при Императорском Московском университете появилась вскоре после его открытия и стала первым публичным театром в городе.

Небольшой студенческий коллектив, который играл первые спектакли для преподавателей и родственников, положил начало двум самым известным российским театрам — Большому и Малому. В нем дебютировали знаменитые артисты XVIII–XIX веков: Иван Калиграф, Егор Залышкин, Андрей Ожогин.

Изучаем историю театра МГУ — от постановок XVIII столетия до театра МОСТ, который открылся в Москве в 1999 году.

Основание театра

Студенческий театр при Императорском Московском университете появился в 1756 году. Согласно сведениям из «Ученых записок Московского университета», его основали, чтобы дать учащимся «новое поприще к развитию и образованию их способностей в декламации и мимике, в переводах, подражании и сочинениях».

Любительскую труппу набрали из числа студентов и учеников университетской гимназии. В первых постановках играли поэт Ипполит Богданов, драматург Денис Фонвизин, писатель и этнограф Михаил Чулков. Театром руководил писатель Михаил Херасков, который в то время служил в университетской канцелярии.

Федор Рокотов. Портрет Александра Сумарокова (фрагмент). Около 1777. Государственный Исторический музей, Москва

Все женские роли в спектаклях сначала играли юноши. Но уже в 1757 году в газете «Московские ведомости» появилось объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярии Московского Университета». В труппу вступили первые профессиональные актрисы в России — Татьяна Троепольская и Авдотья Михайлова.

В репертуар театра входили как российские, так и зарубежные произведения. Студенты ставили пьесы Александра Сумарокова и Михаила Ломоносова, переводили французские и итальянские оперы и комедии.

Неизвестный художник. Портрет Михаила Хераскова (фрагмент). 1800-е. Музей истории МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

В конце 1757 года при Московском университете открылись художественные классы, где обучали актеров для труппы. Там получили образование в будущем известные артисты Егор Залышкин, Иван Калиграф, Андрей Ожогин. Кроме того, на нескольких специальных отделениях готовили художников-декораторов, музыкантов и оперных певцов.

Первыми зрителями университетского театра были студенты, преподаватели и их родственники. Спектакли проходили в сенях университетского дома у Воскресенских ворот. Труппа выступала и на ярмарках, участвовала в пасхальных и масленичных гуляньях.

В 1758 году в Москве открылся «Оперный дом», которым руководил итальянский оперный певец и антрепренер Джованни Баттиста Локателли. В дни, когда основная труппа не выступала, студентам разрешили играть на его сцене. Первым спектаклем, который они поставили в «Оперном доме», стала пьеса Марка Антуана Леграна «Новоприезжие». По договору с основателем университета Иваном Шуваловым Локателли не только предоставлял студентам сцену, но и обучал их актерскому мастерству.

Антреприза Майкла Меддокса

В начале 1762 года умерла императрица Елизавета Петровна. В России объявили долгий траур, и представления Московского театра прекратились. Только в 1766 году Екатерина II распорядилась восстановить труппу. Спектакли сначала шли в Головинском оперном доме в Лефортово, затем для театра построили здание на Знаменской улице в Москве.

Джакомо Кваренги. Вид на здание бывшей аптеки на Красной площади, где был открыт Московский государственный университет. 1756. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

В феврале 1780 года, во время спектакля «Дмитрий Самозванец», в театре начался пожар. За несколько часов деревянное строение выгорело дотла. Из публики и актеров никто не пострадал. В том же году по распоряжению руководителя театра английского инженера Майкла Меддокса построили новое каменное здание на Петровке.

Здание театра Московского государственного университета на улице Герцена. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

По месту расположения театр стали называть Петровским. В его труппу вошли некоторые выпускники Московского университета — Андрей Ожогин, Петр Плавильщиков, Иван Калиграф. В 1825 году на основе Петровского театра возникли два новых: Большой и Малый.

С конца XVIII столетия и весь XIX век в Московском университете продолжали ставить спектакли, но для небольшого круга зрителей: в основном на них приходили сами студенты, их друзья и родные. Труппу содержали на средства, которые собирали профессора и учащиеся, и на добровольные пожертвования публики.

Флигель дворца Пашкова, в котором после Октябрьской революции откроется театр Московского государственного университета. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

Театр Московского университета в ХХ веке

После революции 1917 года университетский театр закрыли на несколько лет. Только в 1924-м студенты МГУ поставили первый спектакль — «Власть тьмы» по одноименной пьесе Льва Толстого.

Режиссер Ролан Быков. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

До середины ХХ столетия театр работал как любительская студия при клубе МГУ. В 1957 году его возглавил режиссер Ролан Быков. Он пригласил в труппу молодых актеров, которые впоследствии прославились на всю страну: Аллу Демидову, Ию Саввину и других. Быков преобразовал студенческий коллектив в профессиональный театр, ввел гонорары для актеров и билеты на спектакли, которые раньше были бесплатными.

Актриса Ия Саввина. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

В 1959 году Быков стал главным режиссером театра «Ленком» и ушел из университетской студии. Вместо него спектакли ставили Петр Васильев, Леонид Варпаховский, Николай Петров, Марк Захаров. Студия работала до 1969 года, затем ее закрыли по распоряжению парткома МГУ.

Студенческий театр при университете вновь появился только в 1981 году. Его главным режиссером стал Евгений Славутин. Он одним из первых начал сотрудничать с драматургом Виктором Коркией. В 1988 году в репертуаре театра появилась пьеса этого автора «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили».

Главными героями спектакля были Иосиф Сталин и Лаврентий Берия. Произведение выглядело чересчур смелым даже для времен перестройки, но худсовет МГУ разрешил поставить пьесу на сцене. После выхода спектакля в прессе появилось множество положительных отзывов.

Актриса Алла Демидова. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

В 1990-х годах Евгений Славутин обратился к жанру театрального кабаре. Первым спектаклем этого направления стала постановка «Синие ночи ЧеКа». Труппа представила его на Эдинбургском театральном фестивале, где постановку восторженно приняли европейские зрители и журналисты.

Художественный руководитель театра «МОСТ» Евгений Славутин. Фотография: Сергей Петров / Пресс-служба театра Московского государственного университета

Это особый театр. Он явился уникальной творческой площадкой, на которой жила и развивалась неформальная режиссура. Режиссура, которая сказала свое слово. Благодаря этой творческой площадке Марк Захаров прогремел своим спектаклем «Дракон» по Евгению Шварцу. Благодаря ей появился Роман Виктюк. Здесь были и Фоменко, и Райхельгауз, и другие. Здесь люди могли получить Имя!», — из речи Ролана Быкова на вечере в честь 40-летия студенческого театра МГУ

Театр МОСТ

9 декабря 1999 года на основе студенческого театра МГУ открылся государственный театр МОСТ под руководством Евгения Славутина. Первые 10 лет труппа играла в помещениях университета. Затем в 2010 году МОСТ переехал в собственное здание на Большой Садовой улице.

В репертуар театра вошли классические пьесы российских и зарубежных драматургов, произведения современных авторов — трагедии, психологические драмы, лирические и авантюрные комедии. Спектакль «Поминальная молитва» по мотивам произведений Шолом-Алейхема и Григория Горина получил в 2018 году премию «Звезда театрала».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Попались на джинсе Попались на джинсе

Когда тебе нужен дорогой винтажный деним, выясняется, что мода – грязное дело

Playboy
О любви и работе: журналисты Тихон Дзядко и Катерина Котрикадзе в новом сезоне подкаста Forbes «Тандемократия» О любви и работе: журналисты Тихон Дзядко и Катерина Котрикадзе в новом сезоне подкаста Forbes «Тандемократия»

Семейная пара — о том, как совмещают семью и работу

Forbes
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
Вырезали по ошибке прямую кишку: как делали нелегальные аборты в СССР Вырезали по ошибке прямую кишку: как делали нелегальные аборты в СССР

Истории нелегальных абортов в СССР, которые закончились плачевно

Cosmopolitan
Facebook показал революционный интерфейс для виртуальной реальности Facebook показал революционный интерфейс для виртуальной реальности

Facebook Reality Labs сделали интерфейс для VR, основанный на электромиографии

Популярная механика
6 секретов правильной похвалы 6 секретов правильной похвалы

Как хвалить детей правильно и мотивировать на дальнейшие достижения

Psychologies
Что делать, если начальник пытается вами манипулировать Что делать, если начальник пытается вами манипулировать

Начальник обесценивает ваш профессионализм и заставляет чувствовать вину?

Psychologies
11 упражнений с резинкой: описания, видео и инструкции 11 упражнений с резинкой: описания, видео и инструкции

Лента-эспандер поможет расширить комплекс домашних упражнений

РБК
«Чем больше мужчина вынужден притворяться сильным, тем слабее его эго»: почему мы все должны быть феминистами «Чем больше мужчина вынужден притворяться сильным, тем слабее его эго»: почему мы все должны быть феминистами

Отрывок из книги «Мы все должны быть феминистами» Чимаманды Нгози Адичи

Forbes
Петр Авен — Forbes: «Я обязательно открою музей в Москве» Петр Авен — Forbes: «Я обязательно открою музей в Москве»

Миллиардер Петр Авен планирует открыть частный музей в центре Риги

Forbes
Осьминоги чувствуют не только физическую, но и душевную боль Осьминоги чувствуют не только физическую, но и душевную боль

Осьминоги чувствуют боль и реагируют на нее так же, как и млекопитающие

Популярная механика
5 «вкусных» вариантов разгрузочных дней 5 «вкусных» вариантов разгрузочных дней

Присмотрись к отобранным нами вариантам разгрузочных дней

Cosmopolitan
Группа “Винтаж” Группа “Винтаж”

В своем доме Алла Шумейко собрала уникальный ретросостав из винтажной мебели

AD
Новые космические бизнесы: Евгения Тюрикова Новые космические бизнесы: Евгения Тюрикова

«Инвестировать в космос сейчас — значит быть частью научного прорыва»

Esquire
Как удачно пройти собеседование? Как удачно пройти собеседование?

Рассказываем, как добиться заветного «вы приняты»

GQ
Потрясающие снимки космической Потрясающие снимки космической

Вселенная — сложнейшая структура, и организована она весьма непросто

Популярная механика
Глава из романа Александра Минкина «Чайка. На воде» Глава из романа Александра Минкина «Чайка. На воде»

У известного журналиста Александра Минкина выходит новая книга «Чайка. На воде»

СНОБ
Не «АвтоВАЗом» единым: малоизвестные российские автопроизводители Не «АвтоВАЗом» единым: малоизвестные российские автопроизводители

В СССР и России было значительно больше автопроизводителей, чем вы представляете

Популярная механика
Закрыть гештальт: как Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера» Закрыть гештальт: как Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера»

Как Лев Хасис строит экосистему и почему раз за разом терпит неудачи?

Forbes
Технология ABS: как не забуксовать в продажах Технология ABS: как не забуксовать в продажах

Что такое account-based selling и как этот инструмент помогает в продажах

Forbes
«Зависимость» Тове Дитлевсен: исповедальная история молодой женщины об искушении успехом, борьбе с зависимостью и верности своему призванию «Зависимость» Тове Дитлевсен: исповедальная история молодой женщины об искушении успехом, борьбе с зависимостью и верности своему призванию

Первая глава из романа Тове Дитлевсен «Зависимость»

Esquire
Прощай, второй подбородок и носогубные складки! Экономим на уколах и подтяжке Прощай, второй подбородок и носогубные складки! Экономим на уколах и подтяжке

Что такое миофасциальный массаж лица и чем он полезен?

Cosmopolitan
«Можем себе позволить». Колонка Гузель Яхиной о советском вчера и сегодня «Можем себе позволить». Колонка Гузель Яхиной о советском вчера и сегодня

Гузель Яхина размышляет об исторической памяти и тени советских мифов

РБК
«Возможно, мы сами — набор алгоритмов»: Кадзуо Исигуро о вере, правде и любви в эпоху искусственного интеллекта «Возможно, мы сами — набор алгоритмов»: Кадзуо Исигуро о вере, правде и любви в эпоху искусственного интеллекта

Интервью с нобелевским лауреатом Кадзуо Исигуро

Forbes
Семейная терапия Семейная терапия

Одинокий подросток: опасности и поддержка

СНОБ
Ничего не покупай и выгляди роскошно: лучшие проверенные лайфхаки Ничего не покупай и выгляди роскошно: лучшие проверенные лайфхаки

Поверь, у тебя есть все необходимое для решения beauty-проблем!

Cosmopolitan
Дети, разводы и победа в телешоу: как сложились судьбы звезд сериала «Кухня» Дети, разводы и победа в телешоу: как сложились судьбы звезд сериала «Кухня»

Что важного произошло в жизни звезд сериала «Кухня» после окончания съемок

Cosmopolitan
Посмотри с бойфрендом: самые красивые  и чувственные эротические фильмы Посмотри с бойфрендом: самые красивые  и чувственные эротические фильмы

Что посмотреть вдвоем, чтобы настроиться на нужную волну и незабываемый вечер?

Cosmopolitan
Актеры Юрий Колокольников и Агата Муцениеце — о сериале «Крюк», хоккее и Путине Актеры Юрий Колокольников и Агата Муцениеце — о сериале «Крюк», хоккее и Путине

Юрий Колокольников, Агата Муцениеце и продюсер Георгий Малков о сериале «Крюк»

СНОБ
«Это событие для российской игровой индустрии»: основатели студии FIFTYTWO о приставках из детства и русской игре в Apple Arcade «Это событие для российской игровой индустрии»: основатели студии FIFTYTWO о приставках из детства и русской игре в Apple Arcade

В детстве они мечтали о приставке Dendy, а сегодня придумывают сложные механики

Esquire
Открыть в приложении