Империя будущего. Как журналист и писатель Михаил Зыгарь зарабатывает на революции в медиа
Михаил Зыгарь построил успешную карьеру в традиционной журналистике, но ушел с поста главного редактора «Дождя» ради собственных проектов и стал пионером индустрии новых медиа в России. По оценке Forbes, в 2018 году выручка его студии «История будущего» достигла 70 млн рублей
В конце 2015-го известный журналист и писатель Михаил Зыгарь ушел с поста главного редактора телеканала «Дождь», где проработал пять лет, ради собственных проектов. Спустя три года, в 2018-м, выручка его креативной студии «История будущего», по оценке Forbes, составила 70 млн рублей. За это время Зыгарь и его команда запустили мультимедийные проекты «1917. Свободная история», «1968.Digital: Год, когда все началось», «Карта истории», Мобильный художественный театр и другие. Среди коммерческих партнеров студии — МТС, Альфа-банк, «Яндекс», Pepsi и Mercury. Как Зыгарю удалось построить бизнес в неизведанной нише новых медиа?
Магическая книга
Прежде чем основать «Историю будущего», Михаил Зыгарь построил успешную карьеру в традиционной журналистике. В «нулевые» он работал военным корреспондентом газеты «Коммерсант», освещал военные конфликты в Ираке, Ливане, Палестине. Затем стал заместителем главного редактора журнала «Русский Newsweek», а в 2010-м возглавил редакцию «Дождя».
В октябре 2015-го вышла книга Зыгаря «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России» — сборник очерков о самых влиятельных политиках из окружения Владимира Путина. «Рать» быстро стала бестселлером — и последовавший спустя несколько месяцев уход автора с «Дождя» многие комментаторы связывали с давлением недовольных героев книги. Зыгарь заверяет, что никакой политики за его решением покинуть телеканал не стояло: «Вокруг этого было много хайпа. Ходили слухи, что, конечно же, меня уволили из-за книги и никто добровольно такую должность не покидает. Но это было не так». Эту версию подтверждает и генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева. «Тогда нам обоим казалось, что это единственное правильное решение», — вспоминает медиаменеджер.
По словам Зыгаря, ему «хотелось зависеть от себя и иметь возможность реализовать то, что придумал». А придумал он мультимедийный проект «1917. Свободная история» — рассказ о важнейшем годе российской истории XX века современным языком и современными средствами, с изначальной ориентацией на аудиторию мобильных устройств.
В первых после отставки интервью Зыгарь описывал проект просто как «исторический» — на тот момент план действий был не очень конкретный, признается он. Но очень скоро, в начале 2016-го, «панический ужас» от ухода в свободное плавание сменился четкой стратегией развития.
У Зыгаря появился партнер — на тот момент директор по маркетингу издательства «Альпина Паблишер» Карен Шаинян. Вместе они начала прорабатывать для «1917» концепцию «исторического фейсбука (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» — с аккаунтами героев, живших в революционное время. «Тогда Миша писал книгу «Империя должна умереть» [вышла в октябре 2017-го и тоже стала бестселлером — прим. Forbes], а я ее редактировал, и мы много обсуждали тот материал, который не попадает в книгу. Тогда и придумали формат соцсети, чтобы использовать ее как язык повествования», — вспоминает Шаинян в разговоре с Forbes. На тот момент проект трудно было назвать бизнесом, уточняет он.
Партнеры подсчитали, что на реализацию плана им потребуется около 30 млн рублей. Деньги решили привлечь через спонсоров. Шаинян с Зыгарем сделали презентацию, с которой Михаил отправился по встречам с потенциальными спонсорами. Помогла популярность «Всей кремлевской рати»: «У меня был повод встречаться с разными людьми — я ко всем приходил с книжкой, всем предлагал: «Давайте встретимся, я подарю вам книжку». Так он обошел «огромное количество» людей.
Первыми поддержать проект согласились предприниматель и меценат Дмитрий Зимин и президент Сбербанка Герман Греф. Первая инвестиция Зимина в 2 млн рублей позволила Зыгарю нанять сотрудников и начать работу над «1917» — разбирать архивы и дневниковые записи исторических героев, писать софт для самой «социальной сети».