«Хотел сделать хищника, а не травоядного»: Михаил Кокорич об истории Momentus Space, проблемах в США и новом бизнесе
Главное из интервью предпринимателя The Bell.
13 августа Momentus Space Михаила Кокорича вышла на Nasdaq по схеме с поглощением. Изначально дебют планировался на начало 2021 года, но стартап столкнулся с претензиями Минобороны США и штрафом от регулятора за ввод инвесторов в заблуждение, а предпринимателю пришлось уйти с поста гендиректора и продать свою долю. Теперь он возлагает надежды на новый проект в Европе.
Как появилась Momentus
Кокорич основал более 20 компаний, включая российскую космическую Dauria Aerospace и американскую Astro Digital. Третьим космическим бизнесом предпринимателя стала Momentus Space.
По словам Кокорича, изначально он хотел создать компанию в области использования космических ресурсов: «Астероид-майнинг или что-то такое». Но через три-четыре месяца предприниматель решил делать «что-то более реалистичное» и разработать технологию транспортировки с орбиты на орбиту в космосе.
Чтобы перелететь с одной орбиты на другую, необходимо огромное количество энергии. Например, поменять наклонение орбиты может быть сложнее, чем долететь до Луны или даже до Марса. Идея была сделать космический буксир, который бы перевозил грузы в космосе, — своего рода in-space rocket, или ракету для полетов уже в космосе, между орбитами. И сделать это максимально дешево. Михаил Кокорич
Однако «понять» эту идею в 2017 году было сложно из-за консервативности космической отрасли, отметил Кокорич. По его словам, космические технологии принципиально не менялись с 1950-60-х годов.
Например, для двигателей на эффекте Холла (распространённые двигатели для спутников — vc.ru) в качестве топлива — а точнее, рабочего тела — обычно используют газ ксенон, но это безумно дорого, плюс его нужно хранить под огромным давлением. Кроме того, требуется множество дорогих солнечных панелей, что тоже делает аппарат крайне дорогим. А я подумал: давайте использовать воду. На самом деле воду использовать в качестве рабочего тела для электрических ракетных двигателей не так просто. В химический состав воды входит кислород, а он в виде ионов или атомов может окислить все, что угодно. Но мы придумали как — у нас есть множество патентов, где я автор или соавтор, которые в том числе описывают, как использовать воду в качестве рабочего тела в электрическом ракетном двигателе. Этот двигатель похож на микроволновую печь, где вода нагревается до состояния сверхнагретого газа и выбрасывается через сопло, создавая тягу. Михаил Кокорич
Стартап начал испытания двигателя в 2018 году. Через год Momentus выиграла приз NASA iTech Challenge как самая перспективная компания и привлекла инвестиции, а затем начала быстро расти, рассказал предприниматель. По его словам, компании уже удалось завершить 350 циклов испытаний двигателя.
Зачем нужны космические буксиры
Как объясняет Кокорич, запуск больших ракет в «десятки и сотни раз» выгоднее маленьких: теоретически цена за запуск килограмма веса на Starship от SpaceX может упасть до $100. Маленькая ракета никогда не будет дешевле $10 тысяч за килограмм.
Когда цены снизятся, ракеты будут доставлять сотни или тысячу спутников за один полёт, но только по определённому расписанию, несколько раз в год, и на определённые орбиты.
И всю эту кучу спутников нужно развозить по сотням других орбит. Здесь все так же, как с логистикой на Земле: вы же не полетите из Новосибирска в Липецк напрямую? Вы полетите до Москвы, а оттуда уже на другом самолете поменьше. В космосе — то же самое. Можно было бы, конечно, к каждому спутнику прикрутить реактивный двигатель, но это невероятно дорого. А летать малыми ракетами — это как на частном самолете летать из Новосибирска в Липецк.