Автор. Дмитрий Глуховский
За минувший год писатель продемонстрировал, что увлекательная и умная литература может обойтись и без бумаги. Разгадывать метафорические «Топи», снятые по его сценарию, и переслушивать аудиосериал «Пост» мы будем еще долго.
Дмитрий Глуховский любит говорить, что он не просто «пишет», он исследует — людей, общество, социальные институты, природу чувств и суть явлений. Но, в отличие от научных монографий, его литературные труды лишены главы «Выводы». О чем сериал «Топи», снятый по сценарию десятилетней давности? «Пост» — это же про сегодняшнюю Россию? Зрители, слушатели и читатели приглашаются к обсуждению.
GQ В свете всех последних событий стоит ли нам ожидать появления «писателей-иноагентов»?
ДМИТРИЙ ГЛУХОВСКИЙ Я думаю, что мы не очень далеки от этого. Но, конечно же, мишенью для власти в первую очередь всегда была пресса, потому что она не иносказательно, а буквально доставляет людям персонифицированный дискомфорт. От каких‑то абстрактных причитаний интеллигенции вред небольшой. При советской власти, поскольку она была очень идеологизирована, с независимо мыслящим диссидентством боролись из принципа. Не потому, что оно могло как‑то инструментально повлиять на умы, а потому, что оно бросало вызов исчерпывающей идеологической конструкции, на которой держался Советский Союз. Сейчас никакой идеологической конструкции, на которой зиждется современная Россия, кроме ура-патриотизма и какого‑то имперского ресентимента, нет. И литература в связи со своей малотиражностью все еще неподцензурна. А вот что касается кинематографа, то совершенно очевидно, что люди с критическими взглядами не имеют шансов на получение государственного или окологосударственного финансирования