Стиль режиссера Уэса Андерсона и его истоки

EsquireСобытия

Герметичные миры Уэса Андерсона: гид по визуальным особенностям его фильмов

Перфекеционистская симметрия, винтаж, выверенные до мелочей костюмы и аксессуары и, конечно, пастельная палитра — такая картина встает перед глазами при упоминании Уэса Андерсона. По просьбе Esquire киновед Даниэль Лё Февр разбирает стиль режиссера на запчасти и объясняет его истоки.

Редакция Esquire

Уэс Андерсон на съемочной площадке фильма «Водная жизнь», 20 ноября 2004 года

Уэс Андерсон — волшебник современного американского кино. Режиссер, который, существуя в условиях постмодернистского кинематографа, узаконившего почти любые объемы цитирований и заимствований, умудрился найти не просто собственный стиль, но стиль, узнаваемый практически с первого кадра. Уэс Андерсон — это самостоятельный бренд. Неслучайно он сам себя снимает как главного героя рекламного ролика American Express, а наличие огромного количества пародий и фанатских подражаний лишний раз подчеркивает культовый статус режиссера. Сегодня, к долгожданному выходу десятого полнометражного фильма режиссера, мы попробуем понять, как ему удалось создать такой особенный, эстетский художественный мир, и отметить основные стилистические особенности его фильмов.

Если спросить у опытного киномана, как проще всего мгновенно отличить по манере съемки Андерсона от практически любого его коллеги, то ответ будет предсказуем: по симметрии кадра. Действительно, первое, что бросается в глаза практически в каждом фильме режиссера, — это герои, расположенные строго по центру и смотрящие почти нам в глаза. В крайнем случае, даже если герои смещены к краю кадра, в центре экрана будет находиться точка схода перспективных линий данного пространства. Этот прием сформировался не сразу. В дебютной «Бутылочной ракете» вполне традиционное построение кадра. А к следующей картине, «Академия Рашмор», количество кадров с характерной для Андерсона строгой линейной перспективой, значительно выросло. В дальнейшем режиссер будет педантично выстраивать симметрию, вплоть до мельчайших деталей. Даже падающая через весь кадр бумажка обязательно упадет в идеально рассчитанном месте.

В зависимости от режиссерских задач в один и тот же прием может быть вложен совершенно разный смысл. Разумеется, мы можем найти подобную симметрию и у других творцов, например у обожаемого Андерсоном Стэнли Кубрика. Однако Кубрик не злоупотребляет подобной геометрией кадра и старается приберегать ее для ключевых сцен.

Кадры из «Сияния» Стэнли Кубрика и кадры из «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона

Как это воздействует на зрителя? В обычной жизни мы не так часто встречаемся со строгой симметрией. Мы не обязательно усаживаемся в центре стола, находящегося в центре комнаты, не всегда выбираем место в центральном ряду зрительного зала, а руль в машине у нас находится сбоку (у Андерсона любое транспортное средство, если на нем стоит камера, всегда располагается строго по центру). Очевидно, что идеальная композиция не является неотъемлемым спутником нашей жизни. Более того, если мы пойдем в музей смотреть шедевры живописи, то заметим, что опять же строгая симметрия встречается не так часто, если речь не идет об иконе. Подобное изображение априори заставляет обратить на себя внимание как что-то нетипичное. Когда же симметричных кадров в фильме становится слишком много, то это производит впечатление искусственности — мы внутри максимально продуманного, выстроенного по линейке мира. Гармония разрушится, если передвинуть хоть один предмет, и поэтому миры Андерсона такие хрупкие и изящные, а герои — незащищенные. Авторский перфекционизм становится способом спасения от хаоса иррациональной жизни.

Любимые автором персонажи помещены в идеализированное, выдуманное пространство, напоминающее всем зрителям кукольный домик. Неслучайно в фильмах режиссера периодически возникают прямые кинематографические аналоги этой старинной игрушки с убранной четвертой стеной: 45-метровый корабль исследователя Зиссу, распиленный вдоль; разрезанный, как театральная декорация, дом бесподобного мистера Фокса; сказочный индийский поезд, где загадочно сцеплены и самолет, и хижина, и комната парижского отеля.

Скетчи и сцены из фильма «Отель «Гранд Будапешт»

На первый взгляд, такая игрушечность вполне себе взрослого мира вызывает у зрителя умиление, а происходящее на экране часто воспринимается как пародия на реальность. Так, трудно не увидеть в бросивших вызов обществу маленьких Сьюзи и Сэме из «Королевства полной луны» милую, почти бескровную пародию на известных бунтарей Бонни и Клайда. Однако именно на контрасте розово-кондитерского стиля и драматического сюжета строится эффект самого успешного фильма Андерсона — «Отеля «Гранд Будапешт». Весь ужас уничтожения Второй мировой войной Старой Европы, которую так любит режиссер, болезненнее всего осознается именно в момент столкновения легкомысленно-прекрасного миниатюрного мира с пришедшими к власти эсэсовцами. Вспомним Ганса Христиана Андерсена, который на примере маленьких выдуманных королевств рассказывал весьма серьезные и отнюдь не детские истории.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все переживем: как перестать тревожиться и успокоить себя сейчас Все переживем: как перестать тревожиться и успокоить себя сейчас

Как не потерять контроль над собой и своей жизнью

Esquire
Огневые точки Огневые точки

Используя любую возможность собраться, герои «Татлера» протоптали новые маршруты

Tatler
Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года

Какие фильмы, вышедшие в 2024 году, стоит обязательно посмотреть?

Правила жизни
Сапиосексуальность Сапиосексуальность

5 качеств, на которые девушки западают, не глядя на внешность

Playboy
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Крайние меры: как выключить или перезагрузить iPhone 12, 11, X, 8, 7 Крайние меры: как выключить или перезагрузить iPhone 12, 11, X, 8, 7

Как выключить айфон – при зависании или отсутствии реакции на касания

CHIP
«Я тебя недостоин»: что значат некоторые фразы мужчин «Я тебя недостоин»: что значат некоторые фразы мужчин

Что на самом деле хочет сказать мужчина

VOICE
Деми Мур, какой мы ее уже не помним: 20 редких фотографий Деми Мур, какой мы ее уже не помним: 20 редких фотографий

Редкие фотографии Деми Мур

Cosmopolitan
«Ростсельмаш» расширит выпуск тракторов «Ростсельмаш» расширит выпуск тракторов

Компания «Ростсельмаш» строит новый тракторный завод полного цикла

Агроинвестор
Проблема жъжъь Проблема жъжъь

Что такое «кризис опыления» и как с ним быть

N+1
Совпадений нет Совпадений нет

Достичь гармонии реально – если оба партнера постараются

Cosmopolitan
Топ-5 игр для мощных ПК: испытание для нервов и железа Топ-5 игр для мощных ПК: испытание для нервов и железа

5 лучших игр, которые готовы испытать вашу машину на все 100%.

CHIP
Меня тошнит от мужа Меня тошнит от мужа

3 истории женщин, которым резко стал противен запах своих супругов

Лиза
От femme fatale до супергероев и андроидов: эволюция киногероев за последние 100 лет От femme fatale до супергероев и андроидов: эволюция киногероев за последние 100 лет

Какие типажи героев появились в кино за последние 100 лет?

Esquire
Анна Пескова. По другую сторону экрана Анна Пескова. По другую сторону экрана

Анна Пескова — о другой стороне экрана

Коллекция. Караван историй
Шумное наказание: почему приговор зависит от голодного судьи и футбольного матча Шумное наказание: почему приговор зависит от голодного судьи и футбольного матча

Может ли судья ошибаться? За одни преступления могут быть разные приговоры?

Forbes
Физики измерили толщину нейтронной кожи ядра никеля Физики измерили толщину нейтронной кожи ядра никеля

Толщина нейтронной кожи ядра никеля поможет разобраться в нейтронных звездах

N+1
Химики получили соединение со связью калифорний-углерод Химики получили соединение со связью калифорний-углерод

Связь калифорний-углерод получили с помощью рентгеноструктурного анализа

N+1
Ночная фея Ночная фея

Как программировать хорошие сны

Лиза
«Мы верны духу, а не букве»: как Михаил Зыгарь снимает взрослый сериал по сказкам Пушкина «Мы верны духу, а не букве»: как Михаил Зыгарь снимает взрослый сериал по сказкам Пушкина

Михаил Зыгарь о своем замысле перевести сказки Пушкина на киношный язык

GQ
Бизнесмен на скейте: топ-менеджер «Росатома» объясняет, как решать рабочие проблемы с помощью хобби Бизнесмен на скейте: топ-менеджер «Росатома» объясняет, как решать рабочие проблемы с помощью хобби

Как неочевидное хобби помогает справиться с большим объемом работы

Inc.
Источники питания Источники питания

Что такое ресурс, зачем он нужен и как соотносится с заботой о себе?

Glamour
10 вещей, которые сильнее всего бесят в соцсетях 10 вещей, которые сильнее всего бесят в соцсетях

Каждый день мы заходим в соцсети, оставляя там частичку душевного здоровья

Maxim
Человечество на диете: почему наши попытки сбросить вес терпят поражение Человечество на диете: почему наши попытки сбросить вес терпят поражение

Отрывок из книги Германа Понцера «Sapiens на диете»

Forbes
Мария Куликова: «Никто никогда не узнает обо мне всей правды» Мария Куликова: «Никто никогда не узнает обо мне всей правды»

Мы постоянно меняемся: то открыты для внешнего мира, то, наоборот, закрываемся

Караван историй
10 программ для рисования на графическом планшете 10 программ для рисования на графическом планшете

Paint, Gimp и другие программы для диджитал-художников

CHIP
Все виды камер на дорогах: как выглядят, за что штрафуют (памятка) Все виды камер на дорогах: как выглядят, за что штрафуют (памятка)

Все о комплексах видеофиксации, работающих на дорогах России

РБК
Тяжелые фермионы обнаружили в гетероструктурах из дисульфида тантала Тяжелые фермионы обнаружили в гетероструктурах из дисульфида тантала

Первое обнаружение тяжелых фермионов вне объемных сплавов

N+1
Посланник Христа: что думали писатели о Федоре Достоевском Посланник Христа: что думали писатели о Федоре Достоевском

Как мировая культура отозвалась на самого Достоевского

Esquire
«Мужчины меня боятся, а женщины ненавидят». Девушку хейтят за привлекательность «Мужчины меня боятся, а женщины ненавидят». Девушку хейтят за привлекательность

Вероника Райек столкнулась с травлей в сети из-за своей … красоты

Cosmopolitan
Открыть в приложении