Особенности национального подарка
Зима!.. Арт-дилер торжествует
Рынок готовится к праздникам, это заметно. В ноябре-декабре количество торгов по «подарочным» категориям — ювелирные украшения, предметы роскоши, часы и аксессуары, серебро, керамика, стекло — достигает пика. Следующий всплеск будет в мае-июне. В эти периоды ежемесячная «норма» тематических аукционов порядка 120–140 против 50–100 в остальные месяцы. Что интересно, зимний и летний пики имеют разный характер. Весной и летом, перед августовскими каникулами на рынке, на торги в основном выходят предметы с более низкой оценочной стоимостью. Часть их оседает в галереях и антикварных лавках именно с тем, чтобы позже, в новогодний период, найти своих конечных владельцев. Ноябрьские и декабрьские торги больше рассчитаны на частного покупателя, а не на дилера — именно поэтому в аукционных каталогах конца года так много предметов высокого класса (так называемых топ-лотов).
При этом рынок искусства и предметов роскоши учитывает праздники не только с календарной, но и с тематически-этической точки зрения. Нужно помнить, что обмен подарками заставляет принимать во внимание табу. Так, в Китае нежелательно дарить платки или зонты, в Юго-Восточной Азии лучше не рисковать с подарком, имеющим анималистические мотивы (легко ошибиться с символикой), в арабских странах под запретом, например, алкоголь (а вот ковру, особенно антикварному, ручной работы, там будут рады). Именно благодаря таким нюансам торги декоративно-прикладного искусства становятся все более узконаправленными. Помимо уже привычных аукционов старинных ковров, мужских аксессуаров (The Gentleman’s Edit у Sotheby’s, Gentlemen’s Accessories у Paddle8 и аналоги) или даже — возьмем выше — религиозных реликвий (их ведь тоже часто дарят) появляются такие аукционы, например, как Gold Boxes: шкатулки, таблетницы и табакерки с портсигарами. Последние вновь входят в моду, полагаю, в связи с появлением на сигаретных пачках неприглядных наклеек; вот так Минздрав вернул к жизни целую категорию аксессуаров, утратившую актуальность в начале XX века.
«Самый скромный подарок может восхитить, — говорил Андре Моруа. — Но при условии, что ресурсы дарителя тоже невелики». Состоятельный же человек, не без иронии уточнял писатель, должен подарить «немного больше, чем диктует благоразумие». Что ж, в этом смысле чемпионы как раз не французы, а мы. Мы — и Восток. На Западе считается нормальным подарить на юбилей книгу или CD. У нас же рождественско-новогодние праздники, дни рождения, годовщины свадеб, именины — события исключительной важности. В России подарком любят удивить, причем сильно. Знаю историю о том, как люди искали коллекционный танк в качестве презента одному состоятельному бизнесмену. Говорят, нашли. Из опыта нашего агентства — гитара Эрика Клэптона и сапоги-казаки Рональда Рейгана или (из экзотики) средневековый пояс верности с ключом.