Четыре раза по десять
В дополнение к главному итоговому списку рейтинга мы решили опубликовать четыре дополнительные таблицы, в каждой из них подборка из 10 вин, получивших наиболее высокие дегустационные оценки в четырех категориях: красные сухие, белые сухие, игристые, а также вина с участием автохтонных сортов. Эти таблицы дают возможность взглянуть на результаты рейтинга немного под другим углом и дают интересный материал для анализа.
Сердце – за мерло
Тезис о том, что мерло становится все более трудным сортом для российского юга по мере потепления климата, пока не отразился на итогах нашего рейтинга. Три из десяти образцов первой красной десятки заявлены на этикетках как сортовые вина, сделанные из мерло, а еще в одном вине этот сорт составляет значительную часть ассамбляжа. Иными словами, лучшие из наших виноделов научились справляться с проблемой слишком быстрого сахаронакопления в ягоде. Судя по всему, они не боятся дожидаться созревания танинов перед сбором урожая (что делает им честь) и не страшатся пограничного для сухих вин содержания как алкоголя, так и остаточного сахара. К последней мысли нам еще придется вернуться, когда мы попробуем проанализировать работу российских виноделов с автохтонными сортами.
Несмотря на численное превосходство мерло в красной категории, все же триумфатором рейтинга правильнее всего было бы назвать каберне фран. Два вина, сделанных из этого сорта винограда, получили высшие дегустационные оценки жюри: 96 и 95 баллов. С учетом того, что каберне фран пока еще не так широко представлен на российских терруарах, как мерло или каберне совиньон, это позволяет сделать оптимистический вывод по поводу перспективности сорта в российских условиях. Отметим, кстати, что и во всем мире не так много винодельческих регионов, где сортовой каберне фран дает стабильно высокий результат. У себя на родине, во Франции, он распространен в долине Луары, где ему часто недостает тепла, и в Бордо, преимущественно в правобережной зоне, где он смешивается с мерло, который, как правило, доминирует в ассамбляже.
Лучшие российские терруары, видимо, неслучайно расположены вдоль 45-й параллели — на той же широте, что и Бордо, и северная часть долины Роны во Франции. Бордоские сорта винограда в совокупности явно доминируют и в первой красной десятке (да и в рейтинге вообще), а сира — главный сорт в долине Роны — очень удачно дополняет сортовую гамму наших лидеров.
Пожалуй, главной неожиданностью в топ-10 красных вин стало отсутствие сортового каберне совиньона. Все же работа с сортами позднего созревания в России пока представляет определенные трудности — скорее всего, больше психологические по характеру. Поспешность, как известно, хороша при ловле блох, а не при ожидании танинной зрелости в осенний период.
Наконец, мы скажем два слова о вине года, созданном в Краснодарском крае из сорта пино нуар. Один из самых трудных для винодела сортов винограда, лучшие вина из которого, в силу своей утонченности, редко побеждают на конкурсах. Однако высота, которую удалось взять этому «Семейному резерву», не может не вдохновить российских виноделов на создание новых шедевров. По крайней мере мы очень надеемся на встречу с ними в наступившем году.