Странная жизнь других
Возможность видеть мир в его многообразии делает человека свободнее, но только если у него есть готовность принять и понять другие взгляды на жизнь.
Одно из самых сильных впечатлений от съемок «Жизни других» я получила в Японии, когда узнала, что в семьях там принято, чтобы дети принимали ванну вместе с родителями. Речь не о младенцах, которых мамы подмывают и купают, а о мальчиках и девочках почти подросткового возраста, 12 лет, которые сидят в ванне со взрослыми.
Первое впечатление — шок. Я попробовала примерить этот обычай на себя, но не смогла такого даже представить. Потом мне объяснили: все дело в том, что в японской культуре принято держать дистанцию между родителями и детьми, а совместное купание — одна из редких возможностей проявить нежность, обняться, подурачиться вместе, почувствовать себя семьей. Этот обычай не стал мне ближе, но я его поняла. Это лишь один пример того, как знакомство с иной культурой помогает принять мир в его многообразии.
Мне постоянно задают вопрос: «Какая страна лучше?» Мой ответ: та, где количество плюсов перевешивает количество минусов. Но здесь нет какого-то гамбургского счета: плюсы и минусы для себя каждый определяет сам. Многое из того, что нам кажется странным, шокирующим или даже плохим, просто другое.
Люди в разных странах очень по-разному живут, строят отношения с любимыми, воспитывают детей. Когда ты это видишь, ломаются стереотипы в голове. А без них становится очень легко идти по жизни. Почему у многих мужчин в Tinder в профиле стоит предупреждение «Путешественницы мимо»? Потому что путешественницы смелые и свободолюбивые (не говоря уже о том, что они и финансово независимы), способные принимать решения самостоятельно. Чем больше разных вещей ты видишь, тем шире смотришь на мир.
Стереотипы подобны оковам, которые не просто мешают сделать шаг в сторону, но и висят тяжелым грузом, отравляя жизнь. Взять, например, возраст. На постсоветском пространстве женщина будто все время стоит перед рубежом, после которого «уже поздно». Поздно вести социальную жизнь, ходить на свидания, любить, заниматься сексом, путешествовать в конце концов: «Господи, мне уже 52 года, пять-де-сят два! Ну куда я поеду?» Каждая секунда приближает к тому моменту, когда можно будет только вязать носки внукам.