Как за несколько лет собрать такую коллекцию, чтобы за ней охотилась Третьяковка

ForbesРепортаж

«Это абсолютно бессовестное, эгоистическое «потребительство». Как меценат Владимир Смирнов по любви собрал коллекцию для Третьяковки

3 июля после карантина открывается Третьяковская галерея. На Крымском валу – новая выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина» — 150 работ молодых современных художников, переданных в дар музею меценатами

Яна Жиляева

РИА Новости

Экс-заместитель председателя правления «Новатэка», меценат Владимир Смирнов, основатель двух благотворительных фондов и общественного центра «Благосфера», рассказал Forbes Life, как за несколько лет собрать коллекцию такого уровня, чтобы за ней охотилась Третьяковская галерея.

Владимир, есть мнение, что заниматься благотворительностью — это очень приятно. Верно ли я понимаю, что у вас другой подход?

Благотворительность существует там, где есть системность. Иначе это милостыня. Ты что-то увидел, сердце закололо, дал денежку. Куда-то съездил, собачку покормил. Это хорошие душевные порывы. Но чтобы стать благотворительностью, они должны стать системой. Когда ты заставляешь себя раз в месяц, раз в неделю. Потом это входит в привычку, становится частью жизни, без которой уже невозможно обойтись. Это нужно начинать в детстве. С четырех-пяти лет ребенка нужно учить, что он может сделать что-то полезное и приятное другим людям, и делать регулярно. В фонде «Образ жизни» у нас действует социально-просветительская программа для детей «Школа позитивных привычек», к которой присоединились 250 школ из 170 городов, занимаются 10 000 детей.

Владимир Потапов Из серии «Свет», 2013
Владимир Потапов. Из серии «Свет». 2013. Государственная Третьяковская галерея.

На сайте вашего центра благотворительности и развития социальной активности в Москве «Благосфера» написано, что задача — вовлечь в благотворительность до 40% населения. Сколько лет, на ваш взгляд, для этого потребуется?

Один или несколько разовых хороших поступков — это теплый актив. Если он повторяется регулярно, он становится горячим. Сегодня 30% москвичей согласны, что благотворительность — это хорошо. Они уже когда-то делали что-то хорошее. Превратить их в благотворителей одна «Благосфера» не сможет. Для этого нужны усилия всего общества и государства, снижение налогов для благотворителей. При благоприятном стечении обстоятельств на это уйдут 15-20 лет.

Какие позитивные перемены вы видите уже сейчас? Что вам греет душу?

Я всегда вижу позитивное. Например, я точно знаю, что в социальной благотворительности сегодня дела обстоят лучше, чем раньше, что работа фондов идет лучше. Мы развиваемся, не стоим на месте. Не могу сказать, насколько больше жертвуют денег, у меня нет статистики. Но точно знаю, что положение в домах престарелых, в детских домах, в домах ребенка, в психоневрологических интернатах меняется в лучшую сторону. Но для серьезных положительных изменений нужны десятилетия. Потому что реальная ситуация замалчивалась десятилетиями.

Аслан Гайсумов Памяти А.П. Из серии «Без названия (война)», 2014
Аслан Гайсумов. Памяти А.П. Из серии «Без названия (война)». 2014. Государственная Третьяковская галерея.

Все сферы, направления вашей благотворительности — ваш личный опыт? Вы — донор крови.

Донорство — это эмоциональная история. Мне кажется, когда сдаешь кровь, делишься частью себя с другими людьми. Это первый шаг к благотворительности. В прошлом году мы собрали в частных организациях 2 000 литров крови, в акциях фонда приняли участие 6000 человек. А сейчас мы подключились к поиску доноров костного мозга. Это большая долговременная история.

Я уверен, если общественность будет привлекать к этому внимание, то и государство отреагирует. Совместными усилиями мы сможем изменить ситуацию, создать национальный реестр доноров.

В другом своем проекте, Благотворительном фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина, вы поддерживаете современных художников, у вас открыты мастерские, работает куратор, каждые три недели заезжает новый художник-резидент, по итогам организуется выставка. И вы часто покупаете работы с выставки.

Это возникло эмоционально, по любви. Вообще, все появлялось и развивалось по любви. Любовь — главное слово, главное состояние. Я пытаюсь удерживать себя в нем, не терять любви. Когда становлюсь или чрезмерно эмоционален или холодно-профессионален, в общем, выхожу за рамки, то усилием воли возвращаю себя в исходное состояние. Ведь если каждый день, например, смотреть, анализировать, разбирать искусство, это становится обыденностью, рутиной и любовь уходит.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении