Истории создания фильмов Мартина Скорсезе

ЭкспертСобытия

Жизнь, отданная Голливуду

Из истории создания фильмов Мартина Скорсезе мы почти наверняка можем узнать о нем больше, чем из описания его жизни вне съемочной площадки

Вячеслав Суриков

В этом году фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» получил десять номинаций на «Оскар», но в итоге ни одного приза. Собравший статуэтки в основных номинациях корейский режиссер Пон Чжун Хо осознал неловкость ситуации и попытался сгладить ее в ходе церемонии награждения призывом к овации в пользу классика мирового кинематографа. Возможно, таким образом он смог избавиться от чувства вины перед Мартином Скорсезе, на фильмах которого, по собственному признанию, учился. Но едва ли кореец смог таким образом развеять разочарование американского режиссера по поводу реакции американского киносообщества на его opus magnum. За два месяца до церемонии вручения «Оскара» 77-летний Скорсезе объявил, что «Ирландец» может стать его последним фильмом, недвусмысленно намекая на свои ожидания от результатов голосования членов киноакадемии. Когда, уже после «Оскара», он написал в личном письме Пон Чжун Хо, что тому следует отдохнуть после хорошо проделанной работы, то, конечно же, имел в виду себя, желая корейскому режиссеру отдыха, о котором мечтал сам.

Пон Чжун Хо перебежал ему дорогу. Приз «За лучшую режиссуру» должен был достаться Скорсезе, и никому другому. Но Скорсезе оказался в ловушке, в которой уже побывал семнадцать лет назад, когда поставленные им монументальные «Банды Нью-Йорка» с Дэниелом Дэй-Льюисом и Леонардо ди Каприо тоже получили десять номинаций — и ни одного приза. Всего Мартин Скорсезе девять раз номинировался на премию «Оскар» как режиссер и только однажды в своей многолетней и необычайно разнообразной карьере смог ее получить — за фильм «Отступники». Это всего лишь один из парадоксов самой престижной кинопремии в мире, которая год от года ведет себя все более непредсказуемо. В отличие от самого Скорсезе, который на протяжение долгих десятилетий, проведенных в Голливуде, сумел не только сохранить отличную творческую форму, но и остаться самим собой.

Том Шон, автор книги о Мартине Скорсезе, не вдается в детали личной биографии режиссера. В ней только упоминаются имена пяти его жен и иногда обстоятельства, в которых они познакомились. И в этом есть своя правда: биография режиссера — это его фильмы. Особенно если речь идет об авторском кинематографе, который исповедует Скорсезе, один из немногих, кто умеет превращать авторские и почти всегда очень личные высказывания в крупномасштабные проекты. Он получил на это право еще в 1974 году вместе с каннской «Золотой пальмовой ветвью» за «Таксиста», сразу им воспользовался и решил вытащить на себе оммаж поющему и танцующему Голливуду сороковыхпятидесятых — «Нью-Йорк. Нью-Йорк». Фильм провалился в прокате: слишком много кокаина во время сьемок, слишком много любви к исполнительнице главной роли Лайзе Минелли. И этот коммерческий провал не единственное поражение Мартина Скорсезе, которые он, в отличие от очень многих американских режиссеров, научился не отличать от побед.

В книге поражает то, насколько близки проблемы голливудского режиссера тем, с которыми приходилось сталкиваться режиссерам советским. Скорсезе мучительно преодолевал диктат продюсеров, требующих от него соответствовать зрительским ожиданиям. В Голливуде для режиссеров такого уровня действовала та же схема, что и в Советском Союзе: сначала сделай проект, который хотим мы, а потом мы дадим денег на тот проект, который хочешь ты. И Скорсезе шел на этот компромисс — и выигрывал. Так появились фильмы «Последнее искушение Христа», «Кундун» и «Молчание». Они затмеваются фильмами, в которых Скорсезе описывает американский криминальный мир, но не становятся от этого менее значимыми. Значимыми прежде всего в понимании того, с каким режиссером мы имеем дело. В границах его внутреннего мира сосуществуют Христос, Будда и киллер Фрэнк «Ирландец» Ширан. Фильмы Скорсезе и жестоки, и сентиментальны. Это то, чего мы от него ждем. Более чем за полвека работы режиссером он сумел нас к этому приучить.

«Давайте посмотрим правде в глаза: кино, классического кино уже нет. Оно кончилось. Кино, каким мы его знаем, исчезает на наших глазах» Мартин Скорсезе

Том Шон. Главный «гангстер» Голливуда и его работы: от первой короткометражки до «Волка с Уолл-стрит». Эксмо, 2020. — 288 с. Тираж 2000 экз.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении