Смертельный отскок

Призывы запретить полеты лайнеров SSJ сильно смахивают на провокацию

ЭкспертОбщество

Смертельный отскок

Истерические призывы запретить полеты лайнеров SSJ из-за катастрофы в Шереметьево лишены каких-либо оснований и сильно смахивают на провокацию. Более того, слишком многое указывает на то, что командир корабля не раз мог избежать трагедии, но почему-то этого не сделал

Алексей Хазбиев

Трагическая гибель 41 человека во время жесткой посадки авиалайнера SuperJet 100 (SSJ) авиакомпании «Аэрофлот» породила в нашем обществе настоящую истерику. Ею оказались охвачены почти все, начиная с самих летчиков и пассажиров и заканчивая журналистами, экспертами и даже парламентариями. Уже через несколько часов после катастрофы, когда следователи СКР только-только приступили к работе, заместитель председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Михаил Романов потребовал от Росавиации немедленно приостановить эксплуатацию в нашей стране всех самолетов SSJ и «не выпускать их в небо до момента окончания расследования». А его коллега по нижней палате, член комитета по транспорту летчик-космонавт Максим Сураев в эфире радиостанции «Говорит Москва» и вовсе заявил, что «все возмущаются и говорят, что этот самолет нельзя эксплуатировать — это опасно». И хотя глава Минтранса России Евгений Дитрих публично объяснил, что никаких оснований для такого запрета нет, ситуация уже начала выходить из-под контроля. Так, в интернете на сайте change.org стартовал сбор подписей под петицией о запрете полетов нашего нового регионального авиалайнера. На момент сдачи этого номера в печать она уже набрала более 165 тысяч голосов. Но это еще не всё. Член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации и заслуженный летчик нашей страны Юрий Сытник посоветовал пассажирам отказаться от покупки билетов на рейсы, которые выполняют эти воздушные суда. Наконец, в социальных сетях, мессенджерах и на ТВ появились тысячи сообщений и видеороликов, весь смысл которых сводился только к одному: надо не просто «заземлить SSJ», но и вообще прекратить производство этих самолетов. Между тем, как заметил в своем заявлении секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев, запрет на производство собственного регионального самолета, во-первых, абсурден, а во-вторых, фактически уничтожит только-только начинающее поднимать голову отечественное авиастроение.

Но самое любопытное, что параллельно с дискредитацией SSJ началась масштабная кампания восхваления пилотов потерпевшего катастрофу авиалайнера. «Экипаж отработал как часы», «Летчики — настоящие герои», — писали пользователи социальных сетей. Никаких содержательных аргументов в таких комментариях не приводилось — только одни эмоции.

Бороться с массовым психозом в таких случаях просто бессмысленно. Ему можно только противостоять, причем с железными фактами на руках. А вот они-то как раз свидетельствуют отнюдь не в пользу летчиков «Аэрофлота». Более того, уже известно, что именно версия о неверных действиях пилотов и их недостаточной квалификации рассматривается СКР в приоритетном порядке. Так что же там есть у следователей?

Пошел на грозу

Напомним, самолет SSJ, следовавший рейсом из Москвы в Мурманск, вылетел из аэропорта Шереметьево 5 мая в 18:02. На его борту находились в общей сложности 73 пассажира и пять членов экипажа. Восемь кресел оставались свободными, из них пять — в салоне бизнес-класса. Лайнер, как обычно, совершил разбег по взлетно-посадочной полосе (ВПП), оторвался от земли и начал набирать высоту. Но уже через девять минут полета, когда борт находился на высоте около 3,6 км, его поразила молния. «Я услышал два очень громких удара, повернул голову и увидел две вспышки в районе правого двигателя, такие грозовые. Но двигатель не загорелся», — рассказал летевший тем рейсом глава Североморска Владимир Евменьков. И действительно, согласно данным онлайн-регистратора молний Blizortung, в это время в небе западнее Шереметьева примерно раз в минуту фиксировались разряды молний. И нет ничего удивительного, что одна из них попала в самолет. Весь вопрос в том, почему самолет оказался если и не в эпицентре грозового фронта, то рядом с ним. А то, что это был именно грозовой фронт, сомнений нет, так как пассажиры рейса Москва — Мурманск наблюдали не только разряды молний, но еще и сильный град.

Не секрет, что пилоты почти всегда стремятся обойти грозу, а диспетчеры, знающие о неблагоприятных метеоусловиях по курсу полета, обязаны им в этом помогать. Но на этот раз ни те ни другие, судя по всему, ничего этого не сделали. Заметим, что само по себе попадание молнии в самолет почти никогда не является препятствием для продолжения полета. И это легко объяснимо. Дело в том, что все современные самолеты имеют многоуровневую систему защиты от молний. На их внешнюю обшивку и несущие конструкции всегда наносится специальное электропроводящее покрытие, благодаря которому лайнер представляет собой практически идеальную клетку Фарадея. Иными словами, до отвода электричество перетекает по самолету, не нарушая при этом его работы. Более того, уже полвека у всех самолетов в мире есть система слива статического электричества во внешнюю среду. Есть и специальные технологии компенсации, действие которых основано на искусственной генерации зарядов противоположной полярности. Так достигается некое равновесие величин зарядов, в результате чего лайнер не имеет потенциала какого-либо полюса. Наконец, для того чтобы при попадании молнии не возникало пожара, применяется полное экранирование всей топливной системы, включая баки и трубопроводы. Кстати, сами баки по мере выработки горючего заполняются не воздухом, а инертными газами, что исключает даже теоретическую возможность возгорания. Именно поэтому в современной истории гражданской авиации еще не было случая, когда попадание молнии в самолет привело бы к серьезной аварии. Заметим, что в среднем молния попадает в лайнер не чаще чем один раз на 2500 часов полета. То есть примерно раз в год. Что же касается самолетов SSJ, то за восемь лет коммерческой эксплуатации было зафиксировано не менее 12 случаев попадания в них молний. И все они закончились благополучно. Но только не на этот раз. Как заявил в интервью телеграм-каналу Baza командир воздушного судна (КВС) рейса Москва — Мурманск Денис Евдокимов, «из-за молнии у нас произошла потеря радиосвязи», после чего самолет пришлось перевести «в режим ручного управления». «То есть не через компьютер, как это обычно происходит, а напрямую», — сообщил КВС.

Ложная тревога?

Такой режим управления пилот «Аэрофлота» почему-то назвал «аварийным», хотя в инструкции для эксплуатации SSJ сказано, что этот самолет может управляться в различных режимах, в том числе в ручном. На самом же деле словам Евдокимова есть весьма простое объяснение. Как рассказал журналистам экс-пилот «Аэрофлота» Владимир Сальников, летавший в том числе на SSJ, «руководство авиакомпании примерно год назад запретило пилотирование в ручном режиме, разрешен только автоматический». «Управление судном в ручном режиме отрабатывается только раз в полгода на тренажерах, навык те-ряется», — сообщил Сальников. Но если относительно терминов режима управления можно спорить, то по поводу связи таких вопросов вроде бы не возникает. Пилоты действительно ее утратили, но лишь на несколько минут. Заметим, что на SSJ установлены целых три комплекта для связи с наземными службами. И если вышел из строя один, можно попытаться включить другой. Именно так летчики и поступили. Сначала они установили на своем транспондере код 7600, что означает потерю связи. Но почти сразу же им удалось задействовать резервный канал — на аварийной частоте 121,5 МГц — на второй радиостанции. Правда, как утверждает Евдокимов, связь была «кратковременно-прерывистой»: «Получалось сказать несколько слов, но потом она пропадала, и нужно было снова подключать» радиостанцию. Именно по резервному каналу пилоты и передали на землю сигнал Pan-Pan-Pan (от французского panne — пробой, поломка). Этот код расшифровывается как возникновение технического отказа систем самолета, который не угрожает жизни и здоровью людей на борту.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каркас будущего Каркас будущего

Почему высокоскоростные магистрали — нечто большее, чем просто удобный транспорт

Эксперт, июнь'19
«Режим ошпаренной кошки оставьте за воротами» «Режим ошпаренной кошки оставьте за воротами»

Как создать нормальный психоневрологический интернат

Русский репортер, июнь'19
Как голуби оказались в Нью-Йорке Как голуби оказались в Нью-Йорке

Этот крошечный голубь – ньюйоркец, но его предки появились на свет не здесь

National Geographic, май'19
Без лишних слов Без лишних слов

Элеонора Каризи рассказала о том, как сменила тексты на фотографии

Vogue, июнь'19
Топ-10 блюд грузинской кухни, которые нужно попробовать хоть раз в жизни Топ-10 блюд грузинской кухни, которые нужно попробовать хоть раз в жизни

Грузинская кухня — одна из древнейших и известнейших во всем мире

Playboy, май'19
«39 жертв – только верхушка айсберга»: за что судят бывшее руководство France Telecom «39 жертв – только верхушка айсберга»: за что судят бывшее руководство France Telecom

Экс-руководителей одной из компаний Франции обвиняют в травле подчиненных

Forbes, май'19
Восточный ветер Восточный ветер

Ливанский дизайн очень молод — как индустрии ему нет и пяти лет

Seasons of life, март'19
Холодно-горячо: польза и вред контрастного душа (да, он тоже есть) Холодно-горячо: польза и вред контрастного душа (да, он тоже есть)

Как стать более здоровой и улучшить рельефы тела с помощью водной процедуры

Лиза, май'19
Next Level Next Level

Журналист Ирина Муромцева будила всю страну, когда была ведущей «Утра России»

OK!, май'19
Клуб кройки Клуб кройки

Пять пластических хирургов Петербурга спорят о доминировании коллег-мужчин

Собака.ru, май'19
“Это не панацея и не гарантия счастья” “Это не панацея и не гарантия счастья”

Важен ли секс для нашего физического и психического благополучия

Psychologies, июнь'19
Мы идем другим путем Мы идем другим путем

Когда в городе не в первый раз, хочется сделать шаг в сторону от привычных путей

Лиза, май'19
Саймон Кинберг: «Люди Икс впервые отправятся в космос» Саймон Кинберг: «Люди Икс впервые отправятся в космос»

Каково работать над проектом во франшизе, которая существует уже 19 лет

GQ, май'19
Один укус Один укус

Полезные снеки заполонили полки, но все ли из них безопасны для здоровья?

Vogue, июнь'19
Эфирное создание Эфирное создание

Неужели из друга семьи телевизор окончательно превратился в средство пропаганды?

GQ, июнь'19
Бурный роман Бурный роман

Пятьдесят шестой Форбс Роман Авдеев — самый многодетный отец России

Tatler, июнь'19
Дни французского дизайна в Москве: что смотреть и покупать Дни французского дизайна в Москве: что смотреть и покупать

Кому люстру мадам Помпадур и кресло Марии-Антуанетты?

Forbes, май'19
Новые русские Новые русские

Мы попросили экспертов назвать перспективных профессионалов в разных сферах

Cosmopolitan, июнь'19
Американский бизнес решил не бойкотировать Петербургский форум после дела Калви Американский бизнес решил не бойкотировать Петербургский форум после дела Калви

Крупнейшие американские компании собираются на ПМЭФ

Forbes, май'19
Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие

Рианна и главы известных брендов на страже равенства и инклюзивности

Vogue, май'19
Ярче любых вывесок: как полюбить неоновый тренд Ярче любых вывесок: как полюбить неоновый тренд

Дизайнер и модница Маша Цигаль задалась целью заразить тебя тягой к неону

Cosmopolitan, май'19
«От жара плавились иллюминаторы». Экипаж и пассажиры о том, что происходило на борту «Суперджета» «От жара плавились иллюминаторы». Экипаж и пассажиры о том, что происходило на борту «Суперджета»

Члены экипажа и пассажиры Sukhoi Superjet 100 рассказали о случившемся

Forbes, май'19
Беспощадное око: можно ли сейчас спрятать миллиарды за рубежом Беспощадное око: можно ли сейчас спрятать миллиарды за рубежом

Где жить миллиардерам в эпоху ужесточения иммиграционного законодательства

Forbes, май'19
Аликс Фридберг: «Мне нравится винтаж, но с ним главное не переборщить» Аликс Фридберг: «Мне нравится винтаж, но с ним главное не переборщить»

Героиня этого номера получила «Эмми» за образы сериала «Большая маленькая ложь»

Grazia, апрель'19
Huawei: в США вход заказан Huawei: в США вход заказан

Google запрещает Android на смартфонах Huawei

Эксперт, май'19
«Толстая? Сиди дома»: 10 цитат Алены Водонаевой, от которых нас не перестанет бомбить «Толстая? Сиди дома»: 10 цитат Алены Водонаевой, от которых нас не перестанет бомбить

Алена Водонаева — девушка, которая не боится говорить то, что думает

Лиза, май'19
Опыт идиллии Опыт идиллии

О военном детстве и о том, что должно было быть забыто, но помнится

Огонёк, май'19
Стая рыбок в каменном плену: необычный отпечаток эпохи эоцена Стая рыбок в каменном плену: необычный отпечаток эпохи эоцена

Известняковая сланцевая плита, сохранившая окаменелости

National Geographic, май'19
«Умный» город: опыт Канзас-Сити «Умный» город: опыт Канзас-Сити

Новые технологии преображают один из главных центров силы штата Миссури

National Geographic, май'19
Расписание главных матчей чемпионата мира по хоккею 2019 Расписание главных матчей чемпионата мира по хоккею 2019

Рассказываем об играх, которые достойны вашего внимания

GQ, май'19