Крупнейшая отечественная курьерская компания СДЭК выходит на биржу

ЭкспертБизнес

Сервис по доставке всего

Крупнейшая отечественная курьерская компания СДЭК выходит на биржу, чтобы построить масштабную логистическую технологическую платформу в России и в мире

Софья Инкижинова

Компания СДЭК (служба доставки «Экспресс-курьер») готова стать публичной и планирует размещение первого выпуска облигаций на Московской бирже во втором квартале текущего года. Сумма первого выпуска — 500 млн рублей, количество облигаций — 500 тыс. штук. За шестилетний период обращения ценных бумаг (ставка купонного дохода 9,5% в год с ежемесячными выплатами) компания СДЭК намерена привлечь 10 млрд рублей. Главная цель привлечения средств — обновление IT-платформы. Новые инвестиции будут также направлены на развитие сети постаматов, фулфилмента, собственного маркетплейса и открытие новых офисов.

Уверенность на рынке СДЭК чувствует по целому ряду причин. Во-первых, компания вот уже более двадцати лет работает на логистическом рынке, который в минувшем году благодаря росту электронной коммерции заметно вырос. По оценке Data Insight, за прошлый год россиянам было доставлено 883 млн покупок, на 35% больше, чем в предыдущем году. Объем интернет-торговли вырос на 44%, до 2,7 трлн рублей. При этом оборот розничной торговли, по данным Росстата, в нашей стране в 2020 году снизился на 4%, до 33,5 трлн рублей, а грузооборот в целом, в том числе коммерческий, сократился почти на 6%.

Большое перспективное направление развития компании СДЭК связано с формированием региональных складов

И в этом году, несмотря на выход из карантина, интернет-торговля продолжает отъедать рыночную долю у офлайновых магазинов. Сами ретейлеры активно развивают омниканальность в продажах. При этом не все они готовы создавать собственные логистические мощности, поэтому спрос на услуги логистических компаний активно растет. По мнению экспертов розничного рынка, этот тренд уже не остановить: по прогнозам, в ближайшие четыре года объем рынка электронной коммерции перешагнет порог 10 трлн рублей.

Во-вторых, СДЭК последние десять лет растет почти на 50% ежегодно. По собственным данным компании, в прошлом году она занимала около 10% рынка коммерческой логистики и второе место по географическому охвату доставки после «Почты России». И если среди логистических операторов в сегменте b2b лидером по доставке документации и грузов юридическим лицам является компания «Деловые линии», то в сегменте b2с, когда товары доходят до физических лиц, первенство принадлежит СДЭК.

Амбиции СДЭК высоки: ее мечта — стать глобальной компанией, чтобы собственные курьеры присутствовали на всех континентах (сегодня филиалы СДЭК есть в 25 странах, а доля международного бизнеса в портфеле компании составляет около 7%). Конкретные планы на 2021 год — модернизация ITплатформы для улучшения обработки данных, что должно повысить качество услуг и эффективность операционной деятельности, запуск в эксплуатацию собственного складского комплекса в Санкт-Петербурге (его строительство начато в феврале) и активное развитие сети постаматов. В дальнейших планах — организация новых направлений, например мейлфорвардинга — доставки посылок из зарубежных интернет-магазинов российским потребителям. Кроме того, СДЭК намерена вывести собственный маркетплейс на международный уровень, чтобы помогать своим зарубежным франчайзи в продаже их услуг клиентам.

Дороги до потребителя

Основные три направления, в которых сегодня работает компания СДЭК, — это логистическое обслуживание интернет-магазинов и доставка посылок конечным потребителям (b2с, доля направления в выручке компании составляет 67%), отправление посылок между физическими лицами (доля b2с в выручке компании — 19%) и доставка документов и грузов для юридических лиц (доля b2b — 14%).

Начинала свою работу СДЭК двадцать лет назад, как и большинство логистических компаний в то время на рынке, с b2b-направления. В то время сегмент электронной коммерции только зарождался, а с частными лицами курьерские компании еще не работали. На данном этапе доля СДЭК на отечественном рынке курьерских услуг b2b небольшая — около 1,5%.

Несколько лет назад компания переключила свой интерес на b2c-рынок, и это стало поворотным пунктом в ее развитии. Впрочем, ее внимание к этому рынку было приковано всегда. По воспоминаниям основателя и генерального директора СДЭК Леонида Гольдорта, на появление его бизнеса повлиял маркетплейс Amazon, который на тот момент едва появился на американском рынке и бурно рос. Господин Гольдорт запустил свой интернет-магазин «Корзина.ру», где пробовали торговать продуктами питания, и столкнулся с тем, что доставлять товары некому, поэтому даже сам развозил курицу по домам. В результате этого опыта он пришел к выводу, что сначала нужно организовать компанию по доставке. Так и появилась СДЭК.

Когда россияне начали постепенно заказывать товары из интернет-магазинов, СДЭК одной из первых среди логистических игроков оперативно включилась в рынок е-com-отправлений и сейчас является одним из лидеров рынка. По ее собственным данным, в 2020 году СДЭК совершила порядка 35,5 млн отправлений в сегменте b2c, среди логистических операторов ее доля на рынке составляет 22–23%.

СДЭК сотрудничает более чем с 100 тыс. интернет-магазинами, среди которых Leroy Merlin, Adidas, Citilink. Курьерская компания предлагает им свой базовый продукт, который, помимо услуги доставки, включает в себя комплекс дополнительных услуг: это возможность многоместных отправлений грузов, частичного выкупа, примерки товара и клиентского возврата. В том случае, когда магазинам требуется персонализированная программа, в базовый сервис добавляют специфические опции. Например, в прошлом году СДЭК пришлось разрабатывать условия и стандарты по перевозке и доставке ювелирных изделий.

Ровно год назад на основе b2с СДЭК стала развивать фулфилмент — комплексную услугу по сопровождению интернет-магазинов, предусматривающую весь перечень складских и транспортных услуг. Пока что прием, обработка, комплектация, упаковка, хранение и доставка заказов автотранспортом и пешими курьерами выполняется силами компании на арендованных площадях. В текущем году СДЭК намерена запустить в эксплуатацию собственный складской комплекс в Санкт-Петербурге — его строительство начато в феврале, а уже в конце весны планируется закрыть корпус здания. Инвестиции в складскую коробку класса А оцениваются в 700 млн рублей. В дальнейших планах — запустить услугу фулфилмента на базе собственных логистических центров в Новосибирске, Краснодаре и ряде других российских городов.

СДЭК оперативно отреагировала на взрывной рост продаж между физическими лицами, наблюдающийся в последние годы в стране, и предложила потребителям делать отправления друг другу через широкую сеть офисов компании. Сейчас у физлиц наибольшей популярностью пользуется услуга «Посылочка», ен внедрили два года назад. На сегодня это наиболее динамично развивающийся продукт в компании (рост за 2020 год — более 300%). Суть его в следующем: клиенту не требуется производить дополнительных измерений и взвешиваний своей посылки, вместо этого предлагается воспользоваться типовыми коробками: все, что туда размещается, может быть отправлено между пунктами выдачи заказов СДЭК. К примеру, в маленькую посылку размера S помещаются книги, бижутерия, набор открыток (ее отправка, в зависимости от дальности региона, стоит 300–450 рублей), посылка размера М — для вещей вроде одежды, детских игрушек (400–650 рублей), посылка L — для верхней одежды, мелкой бытовой техники (650–1150 рублей). «Сейчас по скорости роста продукта “Посылочка” и по обратной связи от наших отправителей и получателей мы понимаем, что для нас это важный и ценный опыт не столько в смысле доходности, сколько по выстраиванию лояльности конечных потребителей. Можно прогнозировать, что в дальнейшем наши клиенты из с2с будут также искать интернет-магазины с возможностью получения товаров именно в СДЭК», — поясняет директор по продажам СДЭК Андрей Мякин.

«Посылочка» — наиболее динамично развивающийся продукт компании, количество переданных посылок между частными лицами в прошлом году увеличилось на 300%

Инициатива поощряема

Активное развитие в b2c- и с2ссегментах невозможно без большого числа пунктов выдачи заказов и офисов компании и большого территориального охвата. Компания решила использовать классическую франчайзинговую модель в создании пунктов выдачи и доставки. Первые договоры с франчайзи были подписаны чуть больше десяти лет назад. Сейчас курьерская сеть внутри России покрывает более 40 тыс. населенных пунктов, в них расположено более трех тысяч пунктов выдачи заказов (из них 24 — собственные). Впрочем, если сравнивать франшизу СДЭК по количеству новых отделений, то она хоть и входит в топ-10 сетей по количеству пунктов выдачи и постаматов, но пока отстает от других игроков рынка (за последний год СДЭК по этому показателю переместилась с 17-го места на 9-е). Для сравнения: у «Почты России» 42 тыс. отделений, у маркетплейса Wildberries — более 20 тыс., у недавно открывшейся службы доставки 5Post (в составе X5 Retail Group) — 11 тыс. По итогам текущего года у СДЭК прибавится еще 500–600 отделений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Время на скорость не равно пути Время на скорость не равно пути

Транспортная доступность Белгородской и Иркутской областей

Эксперт
Учить играючи: предпринимателя надо растить иначе, чем исполнителя Учить играючи: предпринимателя надо растить иначе, чем исполнителя

Постсоветская школа изжила себя, а у родителей зреет запрос на другую школу

Forbes
Чем SWIFT не шутит Чем SWIFT не шутит

Отключат ли Россию от SWIFT?

Эксперт
Что и как нужно пить во время занятий спортом Что и как нужно пить во время занятий спортом

Как правильно соблюдать питьевой баланс во время тренировок?

GQ
Интифада без смысла и перспективы Интифада без смысла и перспективы

Кто может извлечь выгоду из новой арабо-израильской войны

Эксперт
Рыцарь счастливого образа Рыцарь счастливого образа

Сэр Энтони Хопкинс в драме «Отец»

GQ
Аккуратный и податливый Джо Аккуратный и податливый Джо

За что американцы так любят Джо Байдена?

Эксперт
Томми Кэш: Томми Кэш:

Интервью с Томми Кэшем в Zoom по случаю его очередного релиза

Esquire
Голоса. Как учат разговаривать голосовые помощники Голоса. Как учат разговаривать голосовые помощники

Как из машины делают личность

Популярная механика
Как любят короли: секреты счастливой жизни в браке Елизаветы II и принца Филиппа Как любят короли: секреты счастливой жизни в браке Елизаветы II и принца Филиппа

Елизавета II прожила с Филиппом 73 года. В чем секрет таких крепких отношений?

Cosmopolitan
Кофе не желаете? Кофе не желаете?

Как пить кофе с пользой для здоровья и фигуры

Лиза
«Африканские дневники». Фотограф Виктория Ивлева — о своей работе в проблемных регионах Африки «Африканские дневники». Фотограф Виктория Ивлева — о своей работе в проблемных регионах Африки

Виктория Ивлева рассказывает о работе в горячих точках Африки

СНОБ
Сергей Лазарев: «Не собираюсь ни у кого спрашивать разрешения, как мне жить» Сергей Лазарев: «Не собираюсь ни у кого спрашивать разрешения, как мне жить»

Сергей Лазарев — о творческих успехах и стремлении оставить личное непубличным

Cosmopolitan
Древние артефакты: в Калахари найдены загадочные кристаллы возрастом 105 000 лет Древние артефакты: в Калахари найдены загадочные кристаллы возрастом 105 000 лет

Пещера в Калахари скрывала в себе новаторское поведение первых людей

Популярная механика
Детская душа исчезающего населения Детская душа исчезающего населения

Сельские жители массово усыновляют детей, чтобы спасти от закрытия местные школы

Эксперт
Астрономы отыскали кандидата в самую близкую к Земле черную дыру Астрономы отыскали кандидата в самую близкую к Земле черную дыру

Астрономы открыли одну из самых маломассивных черных дыр

N+1
Правильная прикормка Правильная прикормка

Какова роль «Роснефти» в успехе партнеров Сергея Сударикова и Романа Авдеева

Forbes
Несчастные случаи, которые произошли во время селфи Несчастные случаи, которые произошли во время селфи

История селфи, которые закончились трагично

Maxim
Как помочь ребенку пережить горе Как помочь ребенку пережить горе

Как успокоить ребенка, которого глубоко задела потеря?

Psychologies
Наталия Киселева — о том, как меняется Московская электронная школа и столичное образование Наталия Киселева — о том, как меняется Московская электронная школа и столичное образование

Об уроках пандемии и новом опыте организации обучения

СНОБ
11 слов, помогающих понять испанскую культуру 11 слов, помогающих понять испанскую культуру

Почему испанцы так поздно ужинают? Зачем взрослые люди живут в коммуналках?

Arzamas
Это повторится: 9 научных фактов об изменах Это повторится: 9 научных фактов об изменах

Как часто изменяют люди и почему?

Cosmopolitan
Найдено древнейшее жилище человека – им оказалась африканская пещера Найдено древнейшее жилище человека – им оказалась африканская пещера

Орудия из пещеры Вандерверк были изготовлены 1,77–1,93 миллиона лет назад

National Geographic
Масса эффектов Масса эффектов

Насколько реальна физика вселенной Mass Effect?

N+1
Итальянский полдень Итальянский полдень

Dimorestudio превратили бруталистский дом во Флоренции в царство цвета и фактур

AD
Спасти всех от всего: краткий курс помощи при вывихе, обмороке, ожоге и прочих неприятностях Спасти всех от всего: краткий курс помощи при вывихе, обмороке, ожоге и прочих неприятностях

После нашего курса, ты сможешь оживить любую, даже самую скучную, вечеринку

Maxim
Кварцевое стекло отлили под давлением при низкой температуре Кварцевое стекло отлили под давлением при низкой температуре

Для готовности детали из него необходимо вымочить и запечь

N+1
Какие фильмы номинанты на «Оскар» стоит посмотреть Какие фильмы номинанты на «Оскар» стоит посмотреть

От «Земли кочевников» до «Девушки, подающей надежды»

GQ
«Меня обманули 25 раз»: женщина написала книгу о своем опыте знакомств в Сети «Меня обманули 25 раз»: женщина написала книгу о своем опыте знакомств в Сети

Как британка столкнулась с аферистами в Сети и написала об это книгу

Psychologies
Как в России снимают документальные фильмы про спорт Как в России снимают документальные фильмы про спорт

Интервью с Нобелем Арустамяном, автором идеи сериала «Ростов-на-кону»

GQ
Открыть в приложении