Облачный бизнес: разработчики решают
Конференция Microsoft Build собрала шесть тысяч разработчиков, еще больше присоединились онлайн. Обсуждалось развитие облачных технологий. Приоритеты компаний в выборе «облаков» все больше определяют разработчики. За их лояльность и борется Microsoft
Разработчики! Разработчики! Разработчики!» — бегая по сцене кричал бывший директор Microsoft Стив Балмер много лет назад. С тех пор многое изменилось, но компания по-прежнему ставит разработчиков во главу угла. Новые цели Microsoft все так же зависят от старых добрых айтишников, определяющих технологические приоритеты бизнеса. На прошедшей в начале мая конференции Build Microsoft окончательно заявила о себе как об «облачной» компании.
Под руководством нового директора Сатьи Наделлы Microsoft уже не первый год стремится отойти от образа поставщика Windows, забыть о неудачах и захватить новые ниши. В отличие от конкурентов в лице Amazon и Google, Microsoft стремится работать с корпоративным сектором и стартапами, а не с простыми пользователями. Уже 95% компаний из списка Fortune 500 являются клиентами облачной системы Microsoft Azure, и в последнее время интерес к платформе только растет. В прошлом месяце компания сообщила, что продажи Azure выросли на 73% год к году, и результаты превзошли ожидания Уолл-стрит. Сегодня на долю Microsoft приходится 23% рынка облачной инфраструктуры в сегменте интернета вещей и 17% рынка облачной инфраструктуры в целом. В «облаках» Microsoft уже опередила Google.
Для дальнейшего развития облачных сервисов в Microsoft решили сделать ставку на привлечение разработчиков. На конференции Build Microsoft пыталась «продать» свои облачные решения не директорам крупных компаний, а разработчикам, которые отвечают за внедрение облачных платформ и технологий. Согласно результатам опроса аналитиков из Evans Data, 68% разработчиков принимают решения в своих компаниях относительно закупок облачной инфраструктуры. Еще 22% заявили, что участвуют в принятии таких решений.
Капитализация перевалила за триллион
Под управлением Сатьи Наделлы Microsoft стала самой дорогой компанией мира: в конце апреля ее рыночная капитализация превысила триллион долларов. Сам Наделла демонстративно отметил, что стоимость компании его мало волнует. «Мне бы не понравилось, если бы кто-то праздновал рост нашей рыночной капитализации, — заявил он. — У нас в Microsoft есть плохая привычка — не двигаться вперед, а почивать на лаврах былых успехов. Сейчас мы учимся не смотреть в прошлое».
Наделла пришел на пост генерального исполнительного директора Microsoft в 2014 году, когда компания переживала трудные времена. Microsoft, поднявшаяся в 1990-е годы на массовом распространении персональных компьютеров, уже к концу 2000-х перестала быть «империей зла», захватившей ИT-рынок. Компания упустила практически все технологические тренды того времени: смартфоны, поисковые системы, социальные сети — и ее основным источником дохода была операционная система Windows. При Наделле Microsoft сократила финансирование Windows и построила огромный бизнес облачных вычислений, выручка которого за 2018 год составила 32,2 млрд долларов. Тем не менее до Amazon с его 32-процентной долей рынка облачных сервисов Microsoft по-прежнему далеко.
С приходом Наделлы «облако» стало ключевым словом, характеризующим Microsoft, а Windows, наоборот, было вычеркнуто из лексикона компании. В 2016 году Наделла закрыл подразделение Windows, разделив его на два департамента: Office и Azure. По данным Bloomberg, пакет программного обеспечения Microsoft Office, который раньше предоставлялся как единовременная покупка, теперь стал облачным сервисом более чем с 214 млн подписчиков, каждый из которых платит 99 долларов в год. Количество зарегистрированных пользователей Microsoft Office превышает число подписчиков Spotify и Amazon Prime вместе взятых. Активно развивается облачная платформа Azure, которая уже завоевала таких клиентов, как ExxonMobil, Starbucks, Walmart и Chevron.
Наделла изменил подход Microsoft к продажам облачных сервисов. В отдел продаж наняли три тысячи программистов, которые писали пример кода прямо во время встреч с потенциальными клиентами. Это послужило сразу двум целям: улучшению имиджа Microsoft и более глубокому пониманию разработчиками запросов клиентов.
Microsoft пытается создать собственное сообщество разработчиков. В октябре 2018 года компания приобрела за 7,5 млрд долларов GitHub — крупнейший веб-сервис для хостинга ИT-продуктов и их совместной разработки. Microsoft уже начала интегрировать GitHub с Azure. Несколько месяцев назад компания объявила, что все пользователи бесплатных аккаунтов GitHub получат возможность создавать не только проекты с открытым кодом, но и свой собственный репозиторий, закрытый от других пользователей. Теперь пользователи GitHub могут входить в приложения Microsoft, используя свой логин GitHub. Внедрение GitHub позволит Microsoft привлечь в свои облачные сервисы до 34 млн разработчиков, использующих GitHub.
Догнать Amazon
Наделла намеренно противопоставил бизнес-модель Microsoft подходу Amazon. Компания Джеффа Безоса, предоставляя свои услуги другим фирмам, активно продвигает собственный бренд и, собирая данные о пользователях, составляет конкуренцию собственным клиентам — например, ритейлерам и развлекательным компаниям. Microsoft же выступает скорее как системный интегратор. «Мы не хотим, чтобы вы создавали приложение на нашей платформе. Мы хотим дать вам возможность построить свою собственную платформу» — так объясняет Наделла свою бизнес-модель клиентам.
Microsoft намеренно занимается именно облачными решениями в программном обеспечении, не пытаясь создать технологические продукты на их основе — например, как Amazon и Google, работающие над проектами автономного транспорта. Вместо этого Microsoft сосредоточилась на искусственном интеллекте (ИИ) и аналитических инструментах, необходимых автопроизводителям. Например, BMW использует технологию Microsoft для разработки бортового голосового помощника, который будет откликаться на команду «Привет, BMW».
В то же время у облачных систем Microsoft пока не все гладко в техническом плане. Данные, собранные компаниями Gartner и Krystallize Technologies, показывают разрыв между Microsoft Azure и его главными конкурентами по времени бесперебойной работы облачных сервисов в Северной Америке в 2018 году. По данным Gartner, в прошлом году веб-сервисы Amazon и Google имели практически идентичную статистику работоспособности виртуальных машин в «облаках»: 99,9987% и 99,9982% соответственно, в то время как Azure, хоть и незначительно, все же отстает от них с показателем 99,9792%. Как говорит аналитик Gartner Радж Бала, за первые три месяца 2019 года Microsoft Azure тоже не смог догнать конкурентов по производительности.
Не вполне ясны и объемы доходов от Azure. Microsoft отмечает рост в 73%, но не раскрывает фактические продажи. В отчетах компания включает доходы от Azure в гораздо более широкую категорию, в которую также входит Office 365 — весьма успешный сегмент бизнеса Microsoft. Amazon же свои данные раскрывает — несмотря на то что доход от облачных систем AWS составляет уже почти 31 млрд долларов, рост год к году впечатляет — 40%. Эксперты полагают, что цифры Microsoft пока несопоставимы с этим, но и доля рынка Amazon вдвое выше. Amazon стартовал в облачных сервисах на четыре года раньше Microsoft и продолжает формировать этот рынок. Однако компания Джеффа Безоса находится в серьезной конкуренции с крупнейшими ритейлерами США, которые активно внедряют «облака». Так, ритейл-гиганты Wallmart и Walgreens уже выбрали Microsoft Azure, поэтому основания для роста Azure вполне реальны. Обе компании также подписали двусторонние соглашения о стратегическом партнерстве с Microsoft в развитии облачных технологий и искусственного интеллекта.
ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl