Реконструкция аэропортов России должна стать стимулом к экономическому развитию

РБКБизнес

Хаб с глобальными амбициями

Масштабная реконструкция региональных аэропортов России должна стать стимулом к экономическому развитию территорий и повышению мобильности граждан

Текст: Петр Орехин

В феврале 2019 года правительство РФ утвердило «Стратегию пространственного развития страны на период до 2025 года». Одним из основных направлений в ней названа ликвидация инфраструктурных ограничений, в числе важнейших — задача сокращения межрегиональной дифференциации по социально-экономическому уровню. На это же нацелен «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года», ставший тринадцатым национальным проектом. Стоимость плана — 6,35 трлн руб. Это почти четверть всех средств, заложенных правительством на реализацию всех нацпроектов. В «Стратегии пространственного развития…» особо отмечено, что сохраняется «высокий уровень централизации авиационных пассажирских перевозок вследствие недостаточного развития крупных узловых аэропортов». Решать транспортные проблемы предполагается в том числе за счет формирования международных аэропортов-хабов, создания и развития узловых аэропортов в крупных городских агломерациях, реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву.

Шанс для регионов

Мировой и российский опыт показывает, что ни один регион не может быстро расти при слабой транспортной связанности с другими территориями. Возможность принимать большой пассажиро- и грузопоток сама по себе стимулирует деловую активность и туристическую отрасль. «Если аэропорт маломощный, то рейсов в нем будет мало, но если это хаб, то можно иметь расписание с высокой частотой рейсов, а значит, и пассажиров будет много. Это абсолютно другая экономика. Вокруг этого хаба будет развиваться жизнь», — уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

«В России 16 городов с населением более 1 млн человек. Половину из них можно превратить в региональные хабы. Есть поток через Москву, который надо «спрямить», и это может дать экономию в несколько тысяч рублей на билет. А удешевление и спрямление рейсов, в свою очередь, увеличит спрос», — рассуждает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс». Правда, по его оценке, может не хватить времени, чтобы купить необходимое количество самолетов и подготовить экипажи, восполнить недостаток инфраструктуры — аэропортовой, топливной, авиационной. Чтобы сделать хаб, должны договориться авиакомпании, местные власти, федеральные, частные заправщики, собственники аэропорта. Это очень сложный и длительный процесс, отмечает Георгий Ващенко.

Михаил Блинкин полагает, что в России вряд ли скоро появятся гигантские аэропортополисы, как вокруг крупнейших транспортных узлов в Северной Америке, Европе и Азии, «хотя то, что построено вокруг аэропорта Новосибирска, похоже на североамериканские аналоги». Новосибирские результаты красноречивы: аэропорт Толмачево в прошлом году увеличил пассажиропоток на 900 тыс. человек, до 5,9 млн. В ближайшие годы запланированы капитальный ремонт одной из двух взлетно-посадочных полос, реконструкция аэровокзального комплекса и прочие работы стоимостью свыше 20 млрд руб. Новосибирск станет одним из региональных узловых аэропортов «Аэрофлота». Показателен и пример Крыма. В прошлом году благодаря новому аэропортовому комплексу Симферополя и открытию движения по Крымскому мосту полуостров принял рекордное число туристов — 6,8 млн человек, это рекордный показатель за весь постсоветский период. Пассажиропоток симферопольского аэропорта в прошлом году составил 5,146 млн человек (примерно поровну на прилет и вылет), а 30 декабря был поставлен суточный рекорд по трафику с момента присоединения Крыма к России — 10,5 тыс. пассажиров. Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко недавно рассказал, что туристы оставили на полуострове в прошлом сезоне около 500 млрд руб.

Новый аэропортовый комплекс Ростова-на-Дону Платов, открытый к ЧМ-2018 в декабре 2017 года, в 2018-м обслужил 3,2 млн пассажиров, что на 19% выше показателя предыдущего года. Пресс-служба Платова сообщала, что основной прирост трафика дали межрегиональные перевозки. «Чемпионы по этому показателю — Сочи, Екатеринбург и Казань», — отметили в Платове. В этом году должна быть введена в эксплуатацию новая четырехполосная автодорога с освещением, соединяющая аэропорт с городом, а территорию старого аэропорта планируется отдать под реконструкцию и жилую застройку.

Красноярские ворота

В аэропортах Сочи, Новосибирска и Екатеринбурга «Аэрофлот» предполагает до 2023 года создать свои региональные базы. А в Красноярске лидер российской гражданской авиации организует международный хаб. Такие решения записаны в стратегии развития группы до 2023 года, которая называется «100 миллионов пассажиров к 100-летию «Аэрофлота». В числе основных целей — втрое увеличить региональные перевозки, с 7 млн пассажиров в 2017 году до 19 млн в 2023-м. Еще одна задача — нарастить международный транзитный пассажиропоток с 5 млн пассажиров в 2017 году до 10–15 млн в 2023-м. Ведущая российская авиакомпания выигрывает до трех часов времени транзита по сравнению с конкурентами, имеет самые низкие затраты в коридоре Европа — Азия и уже занимает первое место по перевозкам на ряде направлений из крупных европейских центров в города Китая.

В конце марта «Аэрофлот» подписал соглашение с аэропортом Красноярск о создании авиационного хаба. Красноярск станет для «Аэрофлота» вторым базовым аэропортом, в нем будут базироваться современные самолеты, включая отечественные Superjet 100. Начало работы международного хаба запланировано на 2020 год, а к 2023-му годовой пассажиропоток «Аэрофлота» в Красноярске может достичь 1 млн человек.

«В соответствии с новой стратегией группы «Аэрофлот» мы приступаем к созданию международного хаба в Красноярске. Бизнес-модель хаба с комфортными стыковками позволит нам привлекать транзитный пассажиропоток на внутренних и международных линиях, а наши перспективные планы предусматривают создание ряда региональных баз в России», — сказал заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ПАО «Аэрофлот» Андрей Панов.

В Красноярске планируется создать хаб, играющий глобальную роль. «Нарастает транзитный пассажиропоток из Китая. Они уже сейчас массово летают через Россию в Европу. Но пропускная способность воздушного пространства над Москвой ограниченна. Поэтому Красноярск и рассматривается как альтернатива Москве. Он удачно расположен, и часть рейсов можно заводить туда. Китайцы будут слетаться в Красноярск, а дальше разлетаться в Европу и китайские города», — поясняет Роман Гусаров, руководитель портала Avia.ru.

Губернатор Красноярского края Александр Усс видит в сотрудничестве с «Аэрофлотом» много преимуществ. Он напомнил, что новый аэропорт открылся в краевой столице полтора года назад и «он должен жить и развиваться, а для этого требуется надежный базовый перевозчик». «Сегодня во главу угла поставлена тема Енисейской Сибири — огромной территории, которой необходима надежная транспортная система. В создании хаба я вижу перспективы увеличения доступности территории края, российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также создания рабочих мест и дополнительных сервисов», — отметил Александр Усс, комментируя подписание совместного документа.

«Енисейская Сибирь» — это комплексный инвестиционный проект, который объединяет Красноярский край, Хакасию и Туву. В него включены 32 инвестпрограммы. Директор Корпорации развития Енисейской Сибири Сергей Ладыженко рассказывал на пресс-конференции в апреле текущего года, что в результате только в Красноярском крае может быть создано порядка 40 тыс. рабочих мест. Одна из программ — создание грузового хаба в Емельяново, этот проект был представлен в 2018 году на Красноярском экономическом форуме (помимо пассажирского хаба, который создается в сотрудничестве с «Аэрофлотом»). Он займет 245 га, а площадь логистических и промышленных площадей может достичь 830 тыс. кв. м, инвестиции оцениваются в 65 млрд руб. Генеральный директор аэропорта Андрей Метцлер говорил журналистам, что проект ориентирован на грузопоток из Юго-Восточной Азии в Европу.

Таким образом, международный пассажирский хаб, создаваемый «Аэрофлотом», будет работать в комплексе с грузовым, в результате Красноярский край должен выйти на новый уровень развития.

Перспективные планы «Аэрофлота» предусматривают создание в России ряда региональных баз

В облет Москвы

О том, что России нужны новые хабы в регионах, в прошлом году заявил президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию: «Нам предстоит реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России. Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую. Ситуация, когда даже в соседние области нужно лететь через Москву, во многом останется в прошлом». Теперь эти планы зафиксированы в «Стратегии пространственного развития…», а правительство утвердило специальный федеральный проект в рамках инфраструктурного плана. Он получил название «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Цена вопроса — 283,9 млрд руб., которые будут потрачены с 2019 по 2024 год. Основной инвестор — федеральный бюджет, из которого будет выделено 234,1 млрд руб., бюджеты регионов дадут 16,3 млрд, из внебюджетных источников планируется привлечь 33,5 млрд.

На что будут потрачены эти средства? 75,3 млрд руб. пойдут на субсидирование авиаперевозок по 175 маршрутам (на 1 января 2018 года дотировалось 130 направлений), 6,3 млрд руб. — на лизинг воздушных судов (11 самолетов ежегодно), 202,3 млрд руб. — на реконструкцию и строительство 48 взлетно-посадочных полос и 20 объектов аэропортовой инфраструктуры.

Все эти меры должны способствовать выведению к 2025 году за пределы Московского авиаузла 51,35% регулярных межрегиональных рейсов. Минуя Москву будут летать 25,2 млн человек против 14,3 млн на 1 января 2018 года. Авиационная подвижность населения (количество полетов на одного человека в год) вырастет с 0,7 на начало 2018 года до 0,95 к концу 2024-го.

Фото: Марина Лысцева/ТАСС, РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Наталья Осипова: «Творчество – поиск того, что пробуждает огонь!» Наталья Осипова: «Творчество – поиск того, что пробуждает огонь!»

Задали несколько вопросов балерине театра «Ковент-гарден» Наталье Осиповой

Cosmopolitan
Двадцать молодых и перcпективных Двадцать молодых и перcпективных

РБК публикует уже четвертый список героев завтрашнего дня

РБК
Обзор беспроводной гарнитуры Jabra Evolve 65t: услышать все Обзор беспроводной гарнитуры Jabra Evolve 65t: услышать все

Четыре микрофона, функция шумоподавления и зарядный кейс — как это все работает

CHIP
На приеме На приеме

Платные клиники принимают все больше пациентов с полисами ОМС

Forbes
«Это не мой стиль». Матвиенко опровергла причастность к увольнению журналистов из «Коммерсанта» «Это не мой стиль». Матвиенко опровергла причастность к увольнению журналистов из «Коммерсанта»

Матвиенко заявила, что не имеет отношения к увольнению журналистов «Коммерсанта»

Forbes
Гуру из соцсетей Гуру из соцсетей

Инвесторы могут выкинуть на помойку свои знания об экономической теории

Forbes
10 крутых файтингов для ПК, консолей и смартфонов: пока ждем Mortal Kombat 11 10 крутых файтингов для ПК, консолей и смартфонов: пока ждем Mortal Kombat 11

Самые интересные игры жанра файтинг за последние несколько лет

CHIP
Письмо будущему себе Письмо будущему себе

Как мы попадаем в эмоциональные ловушки на фондовом рынке

Forbes
Марта Хант: «Сейчас самое время говорить о несправедливости» Марта Хант: «Сейчас самое время говорить о несправедливости»

Американская модель Марта Хант рассказывает о непростой истории своего успеха

Grazia
Желтый полиэтиленовый пакет Желтый полиэтиленовый пакет

Что Чичваркин вывез из России в Лондон в крепком желтом пакете «Евросети»

Forbes
Обуть готов! Обуть готов!

Подростковый бизнес: редкие сникеры как символ социального статуса

Robb Report
Алексей Кортнев Алексей Кортнев

Интервью с лидером группы «Несчастный случай» Алексеем Кортневым

Maxim
Наталья Догадина о своем бутике Rehabshop, работе байером и модных правилах Наталья Догадина о своем бутике Rehabshop, работе байером и модных правилах

Наталья Догадина о внутренней кухне своего бренда и с чего все начиналось

Vogue
Как различные диеты отражаются на зубах — мнение стоматолога Как различные диеты отражаются на зубах — мнение стоматолога

Мы решили узнать мнение стоматолога по поводу разнообразных диет

Maxim
Свиньи и этика: чем опасны новые эксперименты на мозге животных Свиньи и этика: чем опасны новые эксперименты на мозге животных

Исследователи оживили мозг свиньи через четыре часа после смерти животного

Forbes
Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно) Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно)

Сахар — это «фу», и мы все это знаем

Playboy
До последней капли До последней капли

Давай разбираться вместе, как правильно пользоваться сыворотками для лица

Лиза
«Сейчас я счастлива!» «Сейчас я счастлива!»

Телеведущая и просто красивая женщина Арина Шарапова

OK!
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Поддержать творческое настроение: 5 непременных условий Поддержать творческое настроение: 5 непременных условий

Поддержание в себе творческого самочувствия порой требует невероятных усилий

Psychologies
Отец русского рэпа Отец русского рэпа

Продюсер Александр Толмацкий дал первое интервью после смерти Кирилла Толмацкого

Esquire
Звездные мамочки рассказали о трудностях материнства Звездные мамочки рассказали о трудностях материнства

6 апреля телеканал «Супер» запускает реалити «#Яжемать»

Cosmopolitan
Почему женщины до сих пор любят корсеты Почему женщины до сих пор любят корсеты

Как корсет стал символом сексуальности и патриархата одновременно

Vogue
11 невероятных женщин с аутизмом и их истории, меняющие мир 11 невероятных женщин с аутизмом и их истории, меняющие мир

Удивительные и талантливые женщины с аутизмом

Playboy
25 все еще (почему-то) крутых вещей 25 все еще (почему-то) крутых вещей

В этом переменчивом мире есть вещи и люди, которые забыли выйти из моды

Maxim
Большое итальянское путешествие Большое итальянское путешествие

В Италии каждый сможет найти занятие по душе. Собираем чемодан?

Домашний Очаг
Украинская дуэль: сможет ли Порошенко переиграть Зеленского Украинская дуэль: сможет ли Порошенко переиграть Зеленского

Зеленский успешно зарекомендовал себя в качестве новой политической силы

Forbes
Как работают беспроводные наушники для телефона или телевизора? Как работают беспроводные наушники для телефона или телевизора?

Вечно запутывающиеся провода наушников остаются в прошлом

CHIP
Процесс о процессорах Процесс о процессорах

Почему арестовали создателя отечественных суперкомпьютеров

Русский репортер
Открыть в приложении