Непреходящая красота музыки The Beatles
Фильм Дэни Бойла Yesterday напоминает нам о тех ценностях, которыми человечество владеет во всей полноте, но со временем перестает ценить их по истинному достоинству
Сценарист Ричард Кертис придумал фантастическую ситуацию: существует мир, в котором лишь один человек помнит о группе, удостоенной титула величайшей в истории музыки. Это безвестный музыкант Джек Малик, пропадающий в британской глуши. Ему и предстоит напомнить миру о том, что эта музыка существует. Вот только при исполнении песен The Beatles Малик не сразу признается, что он не является их автором. Это прием Ричард Кертис использует не для того, чтобы рассказать историю мошенничества, а для того, чтобы смоделировать в воображении зрителей ситуацию, в которой музыка The Beatles появилась прямо сейчас: смогла бы она тогда составить конкуренцию нынешним поп-звездам? И для того, чтобы эта история оказалась максимально убедительной, одним из героев фильма становится Эд Ширан — настоящая звезда, занимающей в мире современной музыки фактически то же самое положение, что когда-то занимали The Beatles.
Эд Ширан, играющий в фильме самого себя, признает превосходство музыки, которую исполняет Джек Малик (как и все остальные жители вселенной фильма Yesterday, Ширан забыл о существовании The Beatles), тем самым признавая превосходство Пола Маккартни и Джона Леннона в качестве сочинителей песен. И зритель, поддавшись обаянию фильма, может себе позволить услышать музыку The Beatles так, как будто он никогда не слушал ее прежде. Тогда он может позволить себе отбросить наслоения в памяти, которые у него до сих пор были с ней связаны, и заново пережить волшебство, которое случается с каждым, когда слышит эту музыку впервые. Весь фильм словно бы и снят ради этого желанного «первого раза», до наступления которого твоя жизнь текла в одном направлении, но вот ты слышишь эту музыку — и твоя жизнь разворачивается на сто восемьдесят градусов. Это может случиться, даже если он ее слышит в не самом лучшем звучании: песни The Beatles в фильме Yesterday безыскусно поет сам Химеш Патель — исполнитель роли Джека Малика, который волею случая становится одним из битлов.
В фильме Дэнни Бойла музыка The Beatles предстает как божественный дар, который человечество утрачивает так же легко, как когда-то смогло его обрести. Главный герой в конце концов возвращает человечеству не только саму музыку, но и имена ее создателей — по фантастическому сюжету Ричарда Кертиса они живы, но никак не реагируют на публичные эскапады Джека Малика. Ему даже выпадает удача встретить самого Джона Леннона — не во сне, а наяву. То, что он жив и ведет уединенный образ жизни, ни на что не претендуя, — еще одна особенность вселенной фильма Yesterday. И это заставляет задуматься: что если он и в самом деле был бы жив. Ведь тогда история The Beatles могла бы продолжаться и до сегодняшнего дня. А до 2001 года — до тех пор, пока Джордж Харрисон не умер от рака, — они могли хотя бы иногда выступать и в полном составе. Мы все еще живем в век Beatles, мы —современники музыкантов, творчество которых стало поворотным моментом в истории музыки.
Фильм Yesterday позволяет оценить и нашу эпоху, породившую интернет, который служит коллективной памятью человечества. Благодаря ему мы если о чемто и забываем, так это о времени, когда музыка каждый раз рождалась заново и существовала в момент ее исполнения. Сейчас мы словно бы находимся внутри бесконечной музыкальной библиотеки, которая пополняется ежеминутно, и если нам чего-то не хватает, так это времени, чтобы переслушать то, что мы уже однажды слышали. Возможно, сюжет Yesterday не совсем уж гипотетический. Возможно, уже появилось поколение, для которого музыка The Beatles — это что-то слишком старомодное и потому не заслуживающее внимания. И вот кто-то из них приходит на фильм ради того, чтобы увидеть и услышать своего кумира — Эда Ширана, впридачу к нему он слышит, как поет Химеш Патель, и, выйдя из кинозала, находит в Сети все те песни, которые прозвучали в фильме, и слушает их в оригинальном исполнении. И может быть, даже плачет от счастья встречи с этой великой музыкой.
Чудеса перевоплощения в фильмах о музыкантах
«Богемская рапсодия» (США, 2018); Брайан Сингер, Декстер Флетчер
История Фредди Меркьюри. Когда-то в США бурю возмущения вызвало появление музыканта вместе с другими участниками группы Queen в женском платье в клипе на песню I Want to Break Free. В итоге его запретили показывать на американском MTV. И возможно, «Оскар», доставшийся исполнителю главной роли Рами Малеку, — это форма извинения американского сообщества за ошибки, совершенные в прошлом. Часть вокальных партий Фредди Меркьюри для фильма исполнил канадский певец и музыкант Марк Мартел.
«Рокетмэн» (США, 2019); Декстер Флетчер
Настоящий шедевр Декстера Флетчера, которому незадолго до сьемок этого фильма пришлось доснимать за Брайана Сингера «Богемскую рапсодию». Фильм посвящен трудной судьбе Элтона Джона, причем певец выступил здесь в качестве исполнительного продюсера. Тэрон Эджертон в главной роли совершает чудо перевоплощения: на экране он становится Элтоном Джоном и даже исполняет своим голосом его песни, да так, что не отличить от оригинала.
«Переступить черту» (США, 2005); Джеймс Мэнголд
Одно из фантастических перевоплощений Хоакина Феникса, которые он совершает из фильма в фильм. В «Переступить черту» он превращается в Джони Кэша — харизматичного певца, исполняющего песни в стиле кантри и испытывающего непреодолимую тягу к наркотикам и алкоголю. Хоакин Феникс сам поет, так же как и его партнерша по фильму Риз Уизерспун, сыгравшая роль жены Кэша Джун Картер. Именно ей достался «Оскар» за исполнение лучшей женской роли.
«Внутри Льюина Дэвиса» (США, 2013); Джоэл Коэн, Итан Коэн
Фильм американских культурных героев — братьев Коэнов — посвящен судьбе американского исполнителя музыки кантри; это тот период его жизни, когда известность к нему еще не пришла, он едва сводит концы с концами и вынужден в поисках жилья скитаться по квартирам знакомых. Фильм снят по мемуарам американского музыканта Дэйва Ван Ронка. Исполнитель главной роли Оскар Айзек сам поет его песни — в манере, отличной от той, что была свойственна прототипу его персонажа.
«Клокло» (Франция, Бельгия, 2012); Флоран Эмилио Сери
Фильм повествует о судьбе звезды французской эстрады семидесятых Клода Франсуа, который был похоронен в один день с выходом его последнего релиза Alexandrie Alexandra. А прославился он сочинением песни Comme d’habitude («Как обычно»), ее англоязычная версия получила название My Way, став для Фрэнка Синатры песней номер один. Роль Франсуа играет звезда фильмов братьев Дарденнов Жереми Ренье, обладающий невероятным внешним сходством с певцом.
«Высоцкий» (Россия, 2011); Петр Буслов
Фильм, имя исполнителя главной роли в котором до последнего держали в секрете. Потом выяснилось, что это все-таки был незаменимый в таких случаях Сергей Безруков. Чтобы обрести сходство со своим персонажем, ему пришлось надевать специальную маску, а потом еще и выдерживать многочасовой грим. Сценарий для фильма написал сын Высоцкого Никита, он же подарил свой голос главному герою. Песни в фильме звучат в исполнении самого Высоцкого.
«Лето» (Россия, 2018); Кирилл Серебренников
Фильм, попавший в основную программу Каннского фестиваля. В нем появляются легенды отечественной рок-музыки. Майка Науменко сыграл музыкант Рома Зверь, в его же исполнении звучат песни главного героя. Роль Виктора Цоя в фильме играет кореец Тео Ю, текст за него произносит Денис Клявер, а поет Петр Погодаев. Но больше всех остальных поражает своим внешним сходством с Борисом Гребенщиковым исполнитель роли музыканта Никита Ефремов.
UP
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl