Найти человека — в лесу и в городе
«Билайн» масштабирует и облегчает работу поисково-спасательного отряда волонтеров с помощью новых технологий
Эта история случилась с месяц назад. В селе Большое Долженково Курской области пропал трехлетний мальчик Миша. Искали его около двух суток. «Найден, погиб» — так озаглавлен отчет о ходе поиска, выложенный на сайте поисковоспасательного отряда «Лиза Алерт». Как следует из отчета, ребенок утонул в реке. Обнаружить тело удалось после того, как спустили реку, перегороженную дамбой. Судя по всему, спасти мальчика шансов не было.
И тем не менее у этого трагического финала есть своя утешительная сторона. Дело в том, что решение о спуске реки было принято на редкость оперативно, а могло быть и иначе: поисковики продолжали бы прочесывать окрестности, и к неизбежному горю добавилось бы несколько суток мучительной неизвестности. Не говоря уж о материальных и человеческих ресурсах, которые оставались бы задействованными в этой акции. «В поиске приняли участие сотрудники полиции, Следственного комитета, МЧС, добровольцы ПСО “Лиза Алерт” из Курской, Воронежской, Белгородской, Орловской, Тамбовской, Брянской областей, Москвы и Московской области, ПСО “Сальвар” из Смоленской области… Всего более 800 человек. На месте работало 6 кинологических расчетов, 7 конных, 8 БПЛА (беспилотных летательных аппаратов. — “Эксперт”). Беспилотниками было сделано 14 500 снимков и отработано группой просмотра и анализа. С воздуха отснято 8 кв. км. Всего беспилотники налетали 435 км. Было сформировано 143 “лисы” (пешие поисковые группы. — «Эксперт»). Отработано 155 задач. Всего группами поиска пройдено 1727,1 км», — сказано в отчете.
Полиция уже через сутки поисковой операции была уверена, что на суше ребенка нет, и это стало возможным благодаря в том числе новым технологиям поиска. В операции были задействованы дроны, правда, само по себе это еще не давало прорыва во времени, так как на отсмотр и анализ сделанных беспилотниками фотоснимков в общем случае потребовалось бы более тысячи человеко-часов. Однако по факту было затрачено ресурсов примерно в 30 раз меньше: новую технологию специально для ПСО «Лиза Алерт» разработала компания «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»).
SMS как инструмент спасения
«Билайн» является телекоммуникационным партнером ПСО «Лиза Алерт» уже около девяти лет. За это время было реализовано около 70 тыс. поисковых операций, из которых почти 60 тыс. закончились спасением. Всего в России пропадает, по оценке экспертов, до 120 тыс. человек в год.
Кстати, поводом для появления самого добровольческого движения «Лиза Алерт» тоже послужила трагедия: в 2010 году в подмосковном лесу погибла от переохлаждения четырехлетняя девочка Лиза. Ее нашли на десятый день, притом что, как показала медэкспертиза, еще накануне ребенок был жив. Сказалась медлительность органов полиции и МЧС, приступивших к поисково-спасательной операции лишь на пятый день. Поэтому идеей «Лизы Алерт» изначально было именно оперативное и широкомасштабное развертывание поисковых работ. «В нашем случае решающий фактор — время. Если, например, речь идет о похищении ребенка с целью сексуального насилия, у нас, как правило, всего лишь три часа, чтобы найти этого ребенка живым. Если человек заблудился в лесу и поиски начались на первые сутки, мы с вероятностью 95 процентов найдем его живым. На третьи сутки шансы падают до 50 процентов», — говорил глава отряда Григорий Сергеев. Как показал опыт «Лизы Алерт», фактор времени в поисковой операции определяется не только числом волонтеров и их готовностью немедленно выдвигаться на место ЧП, но и доступными им технологиями.
Началось сотрудничество «Билайна» и «Лизы Алерт» с того, что мобильный оператор установил поисковому отряду, базирующемуся в Москве, бесплатную федеральную горячую линию для подачи заявок — 8-800 вместо прежнего московского номера 8-495. Результат был ошеломляющим: количество запросов стало расти в два-три раза ежегодно, в основном за счет регионов, до этого считавших, что никто не поедет из Москвы в регионы спасать потерявшихся. Постепенно «Лиза Алерт» обросла местными отделениями и сегодня работает в 56 регионах, но федеральная телефонная линия остается связующим звеном, а Москва — курирующим центром. Обслуживают круглосуточную линию тоже волонтеры из девяти часовых поясов, сменяющие друг друга.
Следующим этапом технической поддержки поисково-спасательного движения стало создание механизма оповещения людей в районе поиска. В необходимости и важности этого инструмента пришлось убедиться, когда однажды для поиска ребенка, украденного в райцентре под Пермью, понадобилось быстро оповестить как можно большее число людей, расклеить листовки по всему городу, в каждом подъезде и на каждом столбе, то есть информационно блокировать преступника. Этот метод почерпнут из практики спасательных служб в США, где в аналогичных ситуациях оповещения печатаются даже на свежих пакетах с молоком в супермаркете. Тогда «Билайн» провел SMS-рассылку на 700 тыс. человек в регионе, и через два-три часа на главной площади райцентра собрался практически весь город, а к утру все было обклеено информационными материалами: местные бизнесмены напечатали и повесили растяжки, водители автопарка, маршруток обклеили машины объявлениями. Волонтеры под руководством местной администрации прочесывали территорию. В итоге преступнику просто некуда было деться в этой информационной блокаде, и он вернул ребенка на то место, откуда его похитил.
По словам Евгении Чистовой, руководителя по устойчивому развитию «Вымпелкома», сегодня, когда технологии позволяют осуществлять четко таргетированную SMS-рассылку, в похожей ситуации можно было бы обойтись прицельным оповещением людей в районе поиска, а не «бомбить» 700 тыс. человек, но в 2011 году этой возможности еще не было. Зато стало очевидно, какой силы инструмент для спасения жизни находится в руках мобильного оператора.
Компания занялась созданием для «Лизы Алерт» подходящего способа SMS-информирования населения того региона, где ведется поиск. По существующему законодательству необходимо иметь согласие абонента на получение такого рода сообщений, поэтому был создан сайт lizaalert.beeline.ru для сбора согласий. Там каждый желающий может не только подписаться на SMSинформирование, но и выбрать тип поиска или вид помощи, которую он готов оказать, а также регион и другие условия. «Поиск людей — это огромный спектр задач, в котором нужны очень разные компетенции: где-то нужен автомобиль, чтобы подвезти людей, а где-то — снегокат, где-то нужно распечатать ориентировку, а где-то — обзвонить школы и больницы, последнее может делать даже мамочка в декрете, иногда достаточно выглянуть в окно и посмотреть, нет ли на детской площадке мальчика, которого сейчас ищут родители у школы», — поясняет Евгения Чистова.
Сайт был запущен в конце 2018 года, и сегодня на SMS-оповещения подписано 50 тыс. человек. Фактически же это открыло дополнительный источник волонтерских ресурсов: по свидетельству «Лизы Алерт», после запуска системы SMS-оповещений на каждый поиск стало приходить на треть больше добровольцев, чем на предыдущий. Делая вывод, что у поисково-спасательного движения есть явный потенциал дальнейшего роста, партнеры в настоящее время прорабатывают законодательную возможность использовать такой механизм, как push-уведомления, по примеру МЧС, для рассылки которых не требуется разрешения абонента.
Что делать с армией пропавших стариков
Если пропавшие дети волнуют почти всех, то исчезновение пожилых людей подчас замечают не сразу, среди стариков много одиноких. Между тем, по статистике, именно они составляют большинство пропадающих, до 60%, и это настоящая головная боль для поискового отряда. Особенно вал нарастает летом и осенью, в сезон грибов и ягод, потому что под влиянием ураганов, других природных катаклизмов, просто от сезона к сезону ландшафт леса меняется, в результате человек, блуждая, заходит в непроходимые дебри или в болото, откуда уже не может выйти. Например, в 2019 году только за одну неделю июля отряд «Лиза Алерт» получил 596 заявок на поиск в подмосковных лесах.
Для того чтобы оптимизировать поиск, обозревая сверху леса и поля, в отряде стали использовать БПЛА. Полученные беспилотниками снимки загружали на компьютер, и люди их отсматривали. Один пролет дрона — это 2500 снимков, и чтобы их просмотреть, группа из 30 человек должна была потратить пять-семь часов. Такие темпы работы никого не устраивали, особенно ближе к осени, когда переохлаждение человека в лесу наступает уже за одни сутки. Тогда разработчики «Билайна» создали программу «Beeline AI — Поиск людей» (artificial intelligence — искусственный интеллект), анализирующую сделанные сверху снимки природной среды с точки зрения наличия там признаков людей.
«Это самообучающаяся нейросеть, чем больше она видит таких объектов и находит, тем больше она учится, и точность поиска повышается, — рассказывает Евгения Чистова. — Система решает две задачи: первое — отсортировать неинформативные снимки, где точно нет человека, второе — акцентировать внимание усталых глаз, которые отсматривают один за другим одинаковые кадры, на то, что искусственному интеллекту кажется подозрительным. Что-то похожее на панамку, корзинку, сапог, выглядывающий из-под куста, потому что пропавший человек может уже там лежать, — такие мелкие детали, которые очень трудно различить на снимках человеческому глазу, машина ищет легко. Когда 9 августа прошлого года мы запускали систему, мы радовались, что теперь вместо семи часов на отсмотр 2500 снимков уходит полтора-два часа. Но после этого еще за три месяца работы мы довели этот временной интервал до 15 минут».
К сожалению, нейросеть Beeline AI работает только в природной среде и совершенно бесполезна в условиях города, где слишком много информационного «шума». При этом проблема исчезновения людей в городах тоже существует, в случае с пожилыми она связана с нарастающим трендом заболевания деменцией, когда у человека в любой момент может отказать память, наступить дезориентация. Но даже если ему просто стало плохо в магазине и он попал в больницу без документов, найти его будет нелегко, поскольку отсутствует единая база пациентов стационаров.
Поисковых задач очень много, для их системного решения и лоббирования интересов на уровне государства Григорий Сергеев создал Центр поиска пропавших людей (ЦППЛ) — некоммерческую организацию, которая занимается и совершенствованием законодательства, и созданием специальных технологий для поиска, и профилактикой пропажи людей. Партнерами ЦППЛ стали и многие крупные бренды, понимающие, что их экспертиза или продукция может существенно повысить эффективность спасательных операций. Одним из них стала розничная сеть «Пятерочка», когда с подачи «Лизы Алерт» было разработано два решения для поиска людей в городе.
Первое решение — это так называемые островки безопасности, то есть специальные точки в супермаркетах, куда может обратиться за помощью любой ребенок или дезориентированный взрослый. В проекте наряду с «Пятерочкой» задействованы магазины «Билайн». На точке находятся специально обученные «Лизой Алерт» сотрудники магазина, которые знают, как взаимодействовать с такими людьми, чтобы вернуть их домой.
Второе решение завязано сугубо на мобильные технологии. В 2019 году «Билайн» разработал приложение для смартфона под названием «Поисковый центр», с помощью которого родственники могут отслеживать перемещение человека и в случае необходимости вызывать срочную помощь в лице «Лизы Алерт». Суть технологии в том, что предварительно на смартфоне наблюдателя записывается повседневный путь человека в течение 60 дней — это поможет в том случае, если он вдруг уйдет из дома без телефона. Тогда «Лиза Алерт» начнет поиск со сканирования именно тех точек, которые записаны в треке. Кроме того, заранее заполняется анкета наблюдаемого с приметами, актуальной фотографией и медицинскими показаниями. Смысл в том, чтобы в случае чего можно было нажатием одной кнопки послать анкету в центр реагирования и не тратить драгоценное время на заполнение формуляра.
Приложение «Поисковый центр» доступно для абонентов всех мобильных операторов и стоит 169 рублей в месяц, но прибыль от него «Билайн» не присваивает, а распределяет между тремя своими партнерами. Одну часть получает компания-разработчик «Квантум А РУС», которая постоянно совершенствует программу, вторую — ЦППЛ для реализации своих программ. Третья часть прибыли идет на продвижение приложения на рынок, как поясняет Евгения Чистова, «для того, чтобы сформировать культуру заботы о пожилых людях с помощью технологий, удаленного мониторинга своих старших. Это такая же культура, как страхование жизни или автомобиля». Правда, с марта 2020 года в условиях пандемии COVID-19 партнеры приняли решение отменить плату за пользование приложением до конца года. Оказалось, что, несмотря на карантин, пожилые люди и подростки продолжают теряться: только в период с 20 марта по 30 апреля в отряд поступило более 300 заявок на поиск.
Корпоративный волонтер
Свою роль в деле поиска и спасения пропавших людей «Билайн» определяет как роль «корпоративного волонтера» отряда «Лиза Алерт», в задачу которого входит развитие и усиление движения за счет новых технологий. Это означает, в частности, что здесь нет места ограниченному, чисто рыночному взгляду на те же технологии, в разработку компания вкладывает определенную часть прибыли. Хотя коммерческое использование готовых решений не исключено. Например, запустив нейросеть Beeline AI, в компании поняли, что на базе этого продукта могут быть разработаны решения и для задач МЧС и Министерства природных ресурсов. Это идеально подходит для мониторинга возгорания или незаконных вырубок лесов, когда не нужно совершать объездок территории, а достаточно запустить дрон, и через 15 минут после его возвращения вся информация будет у вас на руках.
Но все же на первом месте остается поиск людей. Более того, в последнее время в компании осознали необходимость объединения усилий технологических компаний для дальнейшего совершенствования поиска. «Мы пока закрываем историю с природной средой, а хотелось бы и для города изобрести что-то похожее, возможно, у кого-нибудь это получится», — говорит Евгения Чистова. В связи с этим год назад руководители «Билайна» и «Лизы Алерт» направили открытое письмо «Поиск — общее дело!» в адрес руководства МТС, «Мегафона», Tele2 с предложением «объединить системные усилия и технологическую экспертизу для построения эффективной системы поиска пропавших людей в России». После этого другие операторы тоже начали сотрудничать с отрядом.
Второе направление работы, выходящее уже за рамки технологий, связано с совершенствованием законодательной базы. Дело в том, что в случае пропажи человека мобильный оператор зачастую воспринимается его близкими как естественный помощник в деле поиска. «Первый звонок люди делают в полицию, на номер 112, а второй звонок обычно в колл-центр оператора. “Дайте, пожалуйста, геолокацию моего ребенка или моей бабушки, у нее с собой телефон”», — рассказывает Евгения Чистова. Но по закону компания не может дать сведения о геолокации взрослого человека без решения суда. «Это работает, по сути, и против человека, и против оператора, который становится врагом в глазах родственников пропавшего», — продолжает она. Поэтому «Билайн» и «Лиза Алерт» усиленно продвигают в соответствующих органах власти идею о возможности упрощенной процедуры выдачи геолокации пропавшего человека.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl