В ярмарке современного искусства Cosmoscow приняли участие 250 художников

ЭкспертКультура

Как сделать художнику имя и продать его картины

В Cosmoscow — единственной ярмарке современного искусства на территории России и СНГ — приняли участие 250 художников со всего мира

Вячеслав Суриков

За четыре дня выставку посетили 19 тысяч человек

Cosmoscow — центральное событие российской арт-индустрии. И если галерея представляет здесь работу художника, то в пределах России это едва ли не вершина коммерческой составляющей его карьеры. Раз в году на протяжении четырех дней в Гостиный двор стекаются российские коллекционеры, которые пристально следят за тем, что происходит в современном искусстве, в ожидании как новых имен, так и новых работ уже признанных арт-сообществом художников. Для галерей участие в выставке — важный элемент собственного продвижения и расширения круга клиентов. Здесь галереи создают себе репутацию и формируют вокруг себя пул коллекционеров.

В этом году на Cosmoscow были представлены стенды рекордного количества галерей — 70

Специализирующийся на тиражном искусстве проект Shaltai Editions обходится шоурумом, где выставлены образцы работ. Помимо этого он представляет свои работы в Сети. Заявляя о себе как об экспериментальной платформе для художников, Shaltai Editions реализует один проект в год. Каждый из них отличается от предыдущего подборкой художников, которые его создавали. Им предоставляют мастерскую и предлагают сделать нечто такое, чего они до сих пор никогда не делали. Число копий не должно превышать тридцати. По словам представителя проекта Сергея Корягина, Shaltai Editions берет на себя расходы по их изготовлению и организации продаж: «У нас есть свой сайт. Мы продаем работы через портал ArtSee. У нас есть аккаунт в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), куда мы выкладываем ролики, фиксирующие процесс создания работ. В прошлом году работы Александры Паперно мы возили на Венецианскую биеннале». Каждая из 30 папок, включающих в себя все работы всех художников, стоит 6500 евро. Создатели галереи утверждают, что проект полностью окупает себя. Но прибыль пока минимальна. Рынок для такого рода проектов слишком мал.

Но большая часть галерей работает по традиционной схеме, создавая собственное пространство и опираясь на выставки как на основной механизм продаж работ художника. Заключение контракта с галерей становится первым этапом его выхода на рынок. В этом случае последнее слово, как правило, остается за галереей. По словам Ксении Подойницыной, владелицы галереи «21» и инициатора рейтинга InArt, учитывающего достижения современных художников, при выборе художника есть свои риски: «Для меня важно, чтобы у художника было профессиональное образование, чтобы он владел ремеслом — умел рисовать, чтобы владел теоретической базой, чтобы доказал, что всерьез собирается быть художником. У меня были случаи, когда я делала выставку, а через год художник заявлял, что он уже таковым не является, что он дизайнер, парфюмер, кто угодно. В то время как я вкладывала в него средства, усилия, и их никто никогда не вернет, и меня это нисколько не устраивает. Это риск, который нельзя застраховать. Для меня важна личность художника, его характер. Если меня это не привлекает, я вряд ли смогу с ним работать».

На первых этапах пребывания художника на рынке бренд галереи играет решающую роль в объемах продажах. Ксения Подойницына утверждает, что в этот период от художника требуется оставаться верным избранному пути: «Художник должен решить для себя, что он будет художником, должен понимать, что его успех зависит от его активности. На основе чего и составляется рейтинг InArt, который в первую очередь учитывает активность автора, в том числе участие в выставках, аукционные продажи, наличие каталогов и так далее. Это больше всего влияет на его узнаваемость. Очень важны публикации. Очень важно, что сообщество искусствоведов и профессионалов в индустрии считает его интересным художником, что арт-критики пишут про него статьи. Они, так же как и кураторы, легитимируют то, что он делает, с точки зрения искусства. Если работу художника напечатают на обложке Flash Art или The New York Times выделит его работу на арт-ярмарке Armory Show, да еще и его картинку напечатает, это может изменить его жизнь».

Таллиннская галерея Temnikova & Kasela также ждет от своих художников активности и ответственности. По словам ее владелицы Ольги Темниковой, времена, когда художник полностью дистанцировался от продвижения собственного творчества, давно прошли. Теперь художник и галерист вместе вырабатывают стратегию поведения на рынке. Для Ольги Темниковой тоже важна личность художника: «Мне нравятся все мои художники. Они делают отличное актуальное искусство. Мы никогда не работаем с художниками, которые сделали только свои первые выставки, потому что несем ответственность перед коллекционерами. Мы работаем со стабильными, уже сформировавшимися художниками. В Эстонии мы лидеры рынка, и наша академия производит отличных художников. Мы не представляем всех, кого могли бы, потому что мне хочется уделять достаточно внимания каждому из тех художников, с которыми работаем. Мы не делаем ставку на контракты — это отмирающая система. Если художники захочет уйти от тебя, он уйдет. Мы только договариваемся об условиях заранее: чего можем ожидать друг от друга».

Санкт-петербургская Namegallery привезла на Cosmoscow выпускника Академии художеств имени Ильи Репина Леонида Цхэ. По словам арт-директора галереи Натальи Ершовой, они заметили его на выставке проекта фонда «Про арте» «Школа молодого художника» четыре года назад. До тех пор он выставлялся только на некоммерческих проектах. Им понравилось присущее Леониду Цхэ сочетание классического образования и стремления к смелым творческим поискам: «Мы приехали к нему в мастерскую. Там было достаточно много холстов, которые он написал: зарисовки из жизни города. Потом пригласили его в галерею и наметили его персональную выставку. Мы предложили известному куратору и искусствоведу Станиславу Савицкому познакомиться поближе с Леонидом Цхэ и вместе поработать. Выпустили буклет со статьей Станислава и провели первую выставку. Это была графика и живопись. Мы не стали их разделять, и это смотрелось очень эффектно. Как только мы открыли выставку, к нам пошли предложения от других галерей. Мы показали художника, “вывели его на сцену”, и сразу пошел запрос на его творчество».

Namegallery для Леонида Цхэ стала основной галереей. Она работает с ним как продюсерская компания: продвигает, финансирует проекты, печатает каталоги, ведет переговоры и организует юридическую составляющую его деятельности. Два года назад Namegallery в первый раз привезла работы Леонида Цхэ на Cosmoscow. Тогда им удалось продать все живописные работы художника. На следующий год Namegallery повезла его на Cosmoscow еще раз. Затем, в начале этого года, у него состоялась выставка в Московском музее современного искусства. Графику Леонида Цхэ взяли в коллекцию Русского музея. На третьей для художника выставке Cosmoscow уже на превью удалось продать все его работы. По словам Натальи Ершовой, следующий этап — участие в западной ярмарке и еще одна музейная выставка: «Должна быть программа. Мы делаем этот шаг, затем этот. Нельзя просто делать у себя в галерее выставки и торговать. Нужны музейные выставки, после которых идет повышение цены на работы художника. Но такие выставки требуют дополнительных усилий. Мы предоставляли художнику материал. Снимали ему мастерскую, чтобы он мог работать. Печатали каталог, перевозили работы. Сначала собирали выставку, потом ее разбирали. Для частной галереи это большая статья расходов».

Кто же покупатели работ современных художников? Галеристы отмечают, что появилась новая генерация коллекционеров. Им 30–35 лет. Это не олигархи, но им уже удалось выстроить свой бизнес. Они космополиты и в отличие от старшего поколения ориентированы на современное искусство. Регулярно бывают на европейских и американских выставках и набираются там визуальных впечатлений. Галеристам не нужно им ничего объяснять. У коллекционеров нового поколения натренированный глаз, и они сами могут выбрать объект, достойный попасть в их коллекцию. Основное место концентрации подобного рода покупателей — Москва. Как и следовало ожидать.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека

Формирование ушей у млекопитающих следует той же программе, что и у жабр рыб

ТехИнсайдер
Подсказанный Солнцем Подсказанный Солнцем

Какое вещество сперва нашли не на Земле

Санкт-Петербургский университет
Обманчивая красота чисел: почему не стоит так доверять цифрам при принятии решений Обманчивая красота чисел: почему не стоит так доверять цифрам при принятии решений

Как не попасть в ловушку чисел в мире, который состоит из них

Forbes
Игорь Кузьмичев Игорь Кузьмичев

Экскурсия по локациям андеграундного Ленинграда от историка Игоря Кузьмичева

Собака.ru
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
В каком ухе шумит В каком ухе шумит

Болезнь совершенно безобидная? Врачи предупреждают: с детским отитом шутки плохи

Лиза
12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям 12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям

Привычки, которые подойдут вам, если вы хотите слыть приятным человеком

Maxim
Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью» Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью»

Ребекка Шаррок — одна из немногих в мире, кто обладает гипертимезией

ТехИнсайдер
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос

Илон Маск против Джеффа Безоса: кто успешнее осваивает космос?

Forbes
Границы адаптации Границы адаптации

Как повысить работоспособность космонавтов

Санкт-Петербургский университет
В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота

В Испании обнаружили древнейший артефакт, изготовленный из зуба бегемота

N+1
Начни с себя Начни с себя

В чем разница между любовью к себе и эгоизмом?

Лиза
Испытание машин Испытание машин

Долговая нагрузка предприятий выросла из-за высокой ключевой ставки

Ведомости
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Открыть в приложении