В ярмарке современного искусства Cosmoscow приняли участие 250 художников

ЭкспертКультура

Как сделать художнику имя и продать его картины

В Cosmoscow — единственной ярмарке современного искусства на территории России и СНГ — приняли участие 250 художников со всего мира

Вячеслав Суриков

За четыре дня выставку посетили 19 тысяч человек

Cosmoscow — центральное событие российской арт-индустрии. И если галерея представляет здесь работу художника, то в пределах России это едва ли не вершина коммерческой составляющей его карьеры. Раз в году на протяжении четырех дней в Гостиный двор стекаются российские коллекционеры, которые пристально следят за тем, что происходит в современном искусстве, в ожидании как новых имен, так и новых работ уже признанных арт-сообществом художников. Для галерей участие в выставке — важный элемент собственного продвижения и расширения круга клиентов. Здесь галереи создают себе репутацию и формируют вокруг себя пул коллекционеров.

В этом году на Cosmoscow были представлены стенды рекордного количества галерей — 70

Специализирующийся на тиражном искусстве проект Shaltai Editions обходится шоурумом, где выставлены образцы работ. Помимо этого он представляет свои работы в Сети. Заявляя о себе как об экспериментальной платформе для художников, Shaltai Editions реализует один проект в год. Каждый из них отличается от предыдущего подборкой художников, которые его создавали. Им предоставляют мастерскую и предлагают сделать нечто такое, чего они до сих пор никогда не делали. Число копий не должно превышать тридцати. По словам представителя проекта Сергея Корягина, Shaltai Editions берет на себя расходы по их изготовлению и организации продаж: «У нас есть свой сайт. Мы продаем работы через портал ArtSee. У нас есть аккаунт в инстаграме, куда мы выкладываем ролики, фиксирующие процесс создания работ. В прошлом году работы Александры Паперно мы возили на Венецианскую биеннале». Каждая из 30 папок, включающих в себя все работы всех художников, стоит 6500 евро. Создатели галереи утверждают, что проект полностью окупает себя. Но прибыль пока минимальна. Рынок для такого рода проектов слишком мал.

Но большая часть галерей работает по традиционной схеме, создавая собственное пространство и опираясь на выставки как на основной механизм продаж работ художника. Заключение контракта с галерей становится первым этапом его выхода на рынок. В этом случае последнее слово, как правило, остается за галереей. По словам Ксении Подойницыной, владелицы галереи «21» и инициатора рейтинга InArt, учитывающего достижения современных художников, при выборе художника есть свои риски: «Для меня важно, чтобы у художника было профессиональное образование, чтобы он владел ремеслом — умел рисовать, чтобы владел теоретической базой, чтобы доказал, что всерьез собирается быть художником. У меня были случаи, когда я делала выставку, а через год художник заявлял, что он уже таковым не является, что он дизайнер, парфюмер, кто угодно. В то время как я вкладывала в него средства, усилия, и их никто никогда не вернет, и меня это нисколько не устраивает. Это риск, который нельзя застраховать. Для меня важна личность художника, его характер. Если меня это не привлекает, я вряд ли смогу с ним работать».

На первых этапах пребывания художника на рынке бренд галереи играет решающую роль в объемах продажах. Ксения Подойницына утверждает, что в этот период от художника требуется оставаться верным избранному пути: «Художник должен решить для себя, что он будет художником, должен понимать, что его успех зависит от его активности. На основе чего и составляется рейтинг InArt, который в первую очередь учитывает активность автора, в том числе участие в выставках, аукционные продажи, наличие каталогов и так далее. Это больше всего влияет на его узнаваемость. Очень важны публикации. Очень важно, что сообщество искусствоведов и профессионалов в индустрии считает его интересным художником, что арт-критики пишут про него статьи. Они, так же как и кураторы, легитимируют то, что он делает, с точки зрения искусства. Если работу художника напечатают на обложке Flash Art или The New York Times выделит его работу на арт-ярмарке Armory Show, да еще и его картинку напечатает, это может изменить его жизнь».

Таллиннская галерея Temnikova & Kasela также ждет от своих художников активности и ответственности. По словам ее владелицы Ольги Темниковой, времена, когда художник полностью дистанцировался от продвижения собственного творчества, давно прошли. Теперь художник и галерист вместе вырабатывают стратегию поведения на рынке. Для Ольги Темниковой тоже важна личность художника: «Мне нравятся все мои художники. Они делают отличное актуальное искусство. Мы никогда не работаем с художниками, которые сделали только свои первые выставки, потому что несем ответственность перед коллекционерами. Мы работаем со стабильными, уже сформировавшимися художниками. В Эстонии мы лидеры рынка, и наша академия производит отличных художников. Мы не представляем всех, кого могли бы, потому что мне хочется уделять достаточно внимания каждому из тех художников, с которыми работаем. Мы не делаем ставку на контракты — это отмирающая система. Если художники захочет уйти от тебя, он уйдет. Мы только договариваемся об условиях заранее: чего можем ожидать друг от друга».

Санкт-петербургская Namegallery привезла на Cosmoscow выпускника Академии художеств имени Ильи Репина Леонида Цхэ. По словам арт-директора галереи Натальи Ершовой, они заметили его на выставке проекта фонда «Про арте» «Школа молодого художника» четыре года назад. До тех пор он выставлялся только на некоммерческих проектах. Им понравилось присущее Леониду Цхэ сочетание классического образования и стремления к смелым творческим поискам: «Мы приехали к нему в мастерскую. Там было достаточно много холстов, которые он написал: зарисовки из жизни города. Потом пригласили его в галерею и наметили его персональную выставку. Мы предложили известному куратору и искусствоведу Станиславу Савицкому познакомиться поближе с Леонидом Цхэ и вместе поработать. Выпустили буклет со статьей Станислава и провели первую выставку. Это была графика и живопись. Мы не стали их разделять, и это смотрелось очень эффектно. Как только мы открыли выставку, к нам пошли предложения от других галерей. Мы показали художника, “вывели его на сцену”, и сразу пошел запрос на его творчество».

Namegallery для Леонида Цхэ стала основной галереей. Она работает с ним как продюсерская компания: продвигает, финансирует проекты, печатает каталоги, ведет переговоры и организует юридическую составляющую его деятельности. Два года назад Namegallery в первый раз привезла работы Леонида Цхэ на Cosmoscow. Тогда им удалось продать все живописные работы художника. На следующий год Namegallery повезла его на Cosmoscow еще раз. Затем, в начале этого года, у него состоялась выставка в Московском музее современного искусства. Графику Леонида Цхэ взяли в коллекцию Русского музея. На третьей для художника выставке Cosmoscow уже на превью удалось продать все его работы. По словам Натальи Ершовой, следующий этап — участие в западной ярмарке и еще одна музейная выставка: «Должна быть программа. Мы делаем этот шаг, затем этот. Нельзя просто делать у себя в галерее выставки и торговать. Нужны музейные выставки, после которых идет повышение цены на работы художника. Но такие выставки требуют дополнительных усилий. Мы предоставляли художнику материал. Снимали ему мастерскую, чтобы он мог работать. Печатали каталог, перевозили работы. Сначала собирали выставку, потом ее разбирали. Для частной галереи это большая статья расходов».

Кто же покупатели работ современных художников? Галеристы отмечают, что появилась новая генерация коллекционеров. Им 30–35 лет. Это не олигархи, но им уже удалось выстроить свой бизнес. Они космополиты и в отличие от старшего поколения ориентированы на современное искусство. Регулярно бывают на европейских и американских выставках и набираются там визуальных впечатлений. Галеристам не нужно им ничего объяснять. У коллекционеров нового поколения натренированный глаз, и они сами могут выбрать объект, достойный попасть в их коллекцию. Основное место концентрации подобного рода покупателей — Москва. Как и следовало ожидать.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трехколесная мануфактура Трехколесная мануфактура

Ирбитский мотоциклетный завод сумел вывести свой бренд на мировой уровень

Эксперт
Сама себе режиссер Сама себе режиссер

Карина Нигай – о том, как блогеры поменяли правила fashion-индустрии

Harper's Bazaar
Лена Медведева Лена Медведева

Лена Медведева — cкульптор и создательница популярного проекта Nezhno Ceramics

Собака.ru
Виргинский опоссум Виргинский опоссум

Подкупить опоссума можно только уважением, терпением и любовью. И едой, конечно

Weekend
«Тигр» «Тигр»

Информация, добытая советской разведкой о танке «Тигр»

Дилетант
Огневые точки Огневые точки

Используя любую возможность собраться, герои «Татлера» протоптали новые маршруты

Tatler
Закрытый космос: внутри РКК «Энергия», где родилась российская космонавтика. Репортаж TJ Закрытый космос: внутри РКК «Энергия», где родилась российская космонавтика. Репортаж TJ

РКК «Энергия» — закрытость, странные правила и другая эпоха

TJ
Александр Долинин: «Мой научный принцип — заниматься только тем, что интересно» Александр Долинин: «Мой научный принцип — заниматься только тем, что интересно»

Александр Долинин, автор книг о Набокове и Пушкине

Arzamas
Релятивистские эффекты воспроизвели в электрических цепях Релятивистские эффекты воспроизвели в электрических цепях

Физики просимулировали дрожащее движение и парадокс Клейна

N+1
Оценивали в $1 млрд, а продадут за $300 млн: почему развалился бизнес магазина матрасов Casper Оценивали в $1 млрд, а продадут за $300 млн: почему развалился бизнес магазина матрасов Casper

История Casper: фирма хотела стать Nike в индустрии сна, но не смогла

VC.RU
Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния» Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния»

Хакамада меняется в каждом отрезке времени. Сейчас у нее очень непростой период

Psychologies
Корейский мастер-класс Корейский мастер-класс

Сияющие ухоженные лица жительниц Кореи – визитная карточка этой страны

Здоровье
Как выбрать игровую клавиатуру: советы для геймеров Как выбрать игровую клавиатуру: советы для геймеров

На какие параметры нужно обратить внимание при выборе игровой «клавы»

CHIP
Роберт Сапольски: «У человечества есть огромный фетиш — свобода воли» Роберт Сапольски: «У человечества есть огромный фетиш — свобода воли»

Роберт Сапольски — о том, как любовь и жизнь существуют в рамках свободы воли

Forbes Life
В каких продуктах много витамина А В каких продуктах много витамина А

Витамин А выполняет множество важных функций в организме

РБК
«Хотим быть как она». Двойники Адель повально начали худеть «Хотим быть как она». Двойники Адель повально начали худеть

Трибюьт-актрисы начали избавляться от веса, чтобы сохранить сходство с Адель

Cosmopolitan
«Создавала такие произведения, что мужи удивлялись»: девять художниц эпохи Ренессанса «Создавала такие произведения, что мужи удивлялись»: девять художниц эпохи Ренессанса

Художницы, которые добились успеха во времена Тинторетто и Питера Класа

Forbes
Как не потратить все деньги на импульсивные покупки Как не потратить все деньги на импульсивные покупки

Черная пятница – это замечательно, но не когда вы потратили все до копейки

GQ
Основатели сети автомоек Fast&Shine занялись IT и производством сыра, а потом стали строителями. Теперь они планируют заработать миллиарды на элитной недвижимости Основатели сети автомоек Fast&Shine занялись IT и производством сыра, а потом стали строителями. Теперь они планируют заработать миллиарды на элитной недвижимости

Аркадий Хохлов и его партнеры рассказали, как вести стройку по Scrum

Inc.
+10: романы о Достоевском +10: романы о Достоевском

Произведения Достоевского, в которых он сам оказывается персонажем

Полка
Два века путешествий Два века путешествий

Русское географическое общество и его архив – собрание редчайших документов

Вокруг света
Вселенная победившего матриархата. Роман Юлии Яковлевой и Карины Добротворской «Мужчина апреля» Вселенная победившего матриархата. Роман Юлии Яковлевой и Карины Добротворской «Мужчина апреля»

Отрывок из «Мужчины апреля» — в мире сбылись все пророчества настоящего

СНОБ
Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство

Как грязные автомобили могут пробуждать желание творить

Playboy
Природный феномен Природный феномен

Роль искусства в этом доме играют пейзажи за окном

AD
Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать

Илья Найшуллер и Александр Sub Sensus — как чувствуют себя в свободном плавании

Esquire
10 чешских производителей самолётов, о которых никто не слышал 10 чешских производителей самолётов, о которых никто не слышал

Чехословакия славится своей авиационной промышленностью

Популярная механика
Пандемия породила новую разновидность выгорания. Есть ли против нее вакцина? Пандемия породила новую разновидность выгорания. Есть ли против нее вакцина?

Пять правил противопожарной безопасности для выгорающих — от Брэда Сталберга

Reminder
Курс на Италию Курс на Италию

Галина Зернова о жизни в ПНИ и за его пределами

ПУСК
Франция — Россия: бег с препятствиями Франция — Россия: бег с препятствиями

Несмотря на санкции, французский бизнес в России продолжает набирать обороты

Эксперт
Северный Ледовитый океан начал нагреваться раньше, чем мы думали Северный Ледовитый океан начал нагреваться раньше, чем мы думали

Ученые выяснили, что потепление океана длится с начала ХХ века

National Geographic
Открыть в приложении