Эмбер Херд и Джонни Депп: процесс против насилия или против MeToo?
Что означает победа Джонни Деппа в судебном разбирательстве с бывшей женой
В ставшей ныне исторической колонке для газеты «Вашингтон пост» Эмбер Херд предпочла не писать ни о чем напрямую. Вся ее статья состоит из намеков на то, что она жертва насилия и одним из тех, кто его над ней учинил, стал не кто не иной, как всеобщий любимец Джонни Депп, с которым актриса на протяжении почти двух лет состояла в официальном браке. Но в тексте она сочла за лучшее не называть его имя, а вместо этого упомянула некоего «могущественного человека». Однако этого ей показалось мало, и она дорисовала образ, сравнив его с кораблем, «таким как Титаник», от чьего состояния зависят судьбы множества людей, и, если корабль сталкивается с айсбергом, они бросаются «латать в нем дыры», таким образом спасая не столько его, сколько самих себя. С одной стороны, Эмбер Херд проявила осторожность (хотя та не уберегла ее от рокового иска со стороны Джонни Деппа), с другой — ей удалось создать замысловатую конструкцию, которая помещала Джонни Деппа в один ряд с воплощением голливудского зла Харви Вайнштейном.
На исходе первой волны MeToo
К моменту, когда вышел текст Эмбер Херд, волна движения MeToo уже пережила первичный всплеск, уничтожив репутацию Харви Вайнштейна, приговоренного два года спустя к 23 годам тюремного заключения. Еще одному голливудскому персонажу, подвергнутому общественному порицанию, Кевину Спейси, удалось отделаться всего лишь крахом карьеры. Впереди был судебный процесс над финансистом Джефри Эпштейном. Его арестуют в июле 2019 года по обвинению в сексуальной торговле, и история сексуального насилия в США примет небывалые и ужасающие масштабы. В нее окажутся вовлеченными Билл Гейтс, Билл Клинтон, сын Елизаветы II принц Эндрю и действующий президент Дональд Трамп. Сам Джеффри Эпштейн загадочным образом покончит с собой в тюрьме. А затем в тюрьме же покончит с собой его соратник Жан-Люк Брюнель. Но за полгода до того, как запустилась цепочка этих событий, в декабре 2018-го, казалось, что движение уже пошло на спад. И в этот момент в публичное пространство врывается Эмбер Херд.
Своей колонкой она намечает новую цель для общественного порицания. И хотя никого не обвиняет напрямую, убедительно выставляет себя жертвой насилия, сопровождавшего ее на протяжении всей жизни. В этот момент она бывшая жена Джонни Деппа, и именно его общественность опознает как человека, который вел себя по отношению к Эмбер Херд неподобающим образом. Ее обвинения достигают намеченной цели. Настолько, что голливудская машина уже не в состоянии их игнорировать. Тормозится работа над шестым фильмом одной из самых успешных голливудских франшиз — «Пиратов Карибского моря» студии Disney (пять фильмов собрали в мировом прокате в общей сложности 4,5 млрд долларов). В предыдущих пяти картинах Джонни Депп сыграл главную роль, создав один из самых запоминающихся кинематографических образов — капитана Джека Воробья. Финансовый успех фильма во многом его заслуга. И пусть пятый оказался не таким успешным, как четыре предыдущих, это не могло стать причиной исключения Джонни Деппа из состава актеров.
Затем последовало расторжение контракта с компанией Warner Bros., которая ввела его в проект «Фантастические твари», где главную роль играет Энди Редмэйн. Во втором фильме — «Фантастические твари: Преступления Гринде-Вальда» — Джонни Депп сыграл антагониста основного персонажа — злого волшебника Грин-де-Вальда. Имя, включенное в название фильма, подчеркивает его значимость. На съемках третьего фильма Джонни Депп успел отработать только один съемочный день. После чего компания решила заменить его на датчанина Мадса Миккельсена. Актер заявил, что относится с пониманием к решению компании. Во всяком случае, оно не было таким показательным, как уничтожение главного героя «Карточного домика» лишь для того, чтобы избавиться от Кевина Спейси, или его же хирургическое удаление из фильма «Все деньги мира» и пересъемка всех эпизодов с участием его персонажа с другим актером — Кристофером Пламмером. К тому же Джонни Депп получил за «Фантастических тварей» весь причитающийся ему гонорар.
Идеальная звезда Голливуда
Но для карьеры актера, которому не исполнилось еще и шестидесяти, это была катастрофа. К тому времени она длилась больше тридцати лет — с тех самых пор, как на экраны вышел фильм ужасов Уэйса Крейвена, ставший впоследствии классикой жанра: «Кошмар на улице вязов». И пусть Джонни Деппу до сих пор не удалось получить «Оскар», хотя он трижды на него номинировался, его актерские способности ни у кого не вызывают сомнений. Но у Джонни Деппа исключительная способность сочетать в себе качества, которые притягивают к нему и независимых режиссеров (Тим Бертон), и мастеров коммерческого кино (Гор Вербински). С Джонни Деппом в главной роли Тим Бертон сделал свои лучшие фильмы, в том числе шедевр «Эдвард Руки-ножницы» и наиболее успешный с коммерческой точки зрения проект «Алиса в стране чудес», собравший в мировом прокате больше миллиарда долларов.
На его счету отличные актерские работы вместе с Эмиром Кустурицей: он снялся в его единственном американском проекте «Аризонская мечта». Сыграл главную роль в легендарном фильме Джима Джармуша «Мертвец». Работал с Ласси Хальстремом на проекте «Что гложет Гилберта Грейпа», который запомнился блестящей игрой семнадцатилетнего Леонардо ди Каприо, принесшей ему первую номинацию на «Оскар», но главную роль в том фильме играл именно Джонни Депп. Это еще один случай, когда имя его персонажа вынесено в название фильма. А один из фильмов с его участием, в котором инициалы главного героя (Джонни Диллинджера) совпали с инициалами исполнителя главной роли, и вовсе получил название «Джонни Д.». Джонни Депп сыграл главную роль в фильме Романа Полански «Девятые врата». Он работал с Терри Гиллиамом, в том числе на съемочной площадке «Воображариума доктора Парнаса», сыграв одну из ипостасей персонажа, которого должен был воплотить в фильме Хит Леджер, но не смог, потому что покончил жизнь самоубийством.
И при этом он мог согласиться на роль в таком незначительном проекте, как «Турист», чье основное достоинство состояло в том, что в него удалось заманить еще одну голливудскую суперзвезду — Анджелину Джоли. Но Джонни Депп входит в число актеров, которые могли себе позволить участие в сомнительных проектах. На его репутации не отражались коммерческие неудачи, способные навсегда отправить любого другого актера в список неудачников, как это произошло с Кевином Кестнером после грандиозного провала в 1995 году его амбициозного проекта «Водный мир», после которого он перешел в категорию второразрядных актеров и так из нее и не выбрался. Например, один из самых неудачных с коммерческой точки зрения проектов Джонни Деппа — «Одинокий рейнджер» Гора Вербински. После этого фильма, чтобы закончить свою карьеру, зачинателю «Пиратов Карибского моря» пришлось снять фильм «Лекарство от здоровья», также ставший коммерческой неудачей: он в еще большей степени, чем «Одинокий рейнджер», не оправдал затраты на свое производство. А Джонни продолжал получать одну роль за другой.
Роль Томпсона в судьбе
Деппа Роковой привязанностью Деппа стал легенда американской журналистики Хантер Томпсон, с которым он познакомился во время съемок фильма Терри Гиллиама «Страх и ненависть в ЛасВегасе». Его выбор на эту роль утвердил сам Томпсон. В процессе работы над ней Джонни Депп приложил максимум усилий, чтобы слиться с прообразом, уподобившим собственный стиль жизни стилю жизни рок-звезды: когда алкоголь и наркотики — ее неотъемлемые элементы. Ради этого Терри Гиллиам лично побрил Джонни Деппа налысо, заставив его сделать то, что в Голливуде тогда делать было не принято: экстремально экспериментировать с привычным для зрителей внешним обликом. К этому образу Джонни Депп вернулся десять лет спустя, выступив продюсером фильма «Ромовый дневник», в основу которого лег роман Хантера Томпсона. Он снова влез в шкуру журналиста, написавшего текст про самого себя, на этот раз не прибегая к радикальному изменению внешности. На этом проекте актер и встретил Эмбер Херд.
Реакция американского общества на подобного рода обвинения может быть и резкой, однозначной, как в случае с Харви Вайнштейном и Кевином Спейси, и почти нейтральной, как в истории с Майклом Джексоном, посмертно обвиненным в педофилии в документальном проекте «Покидая Неверлэнд» HBO, одного из самых влиятельных каналов. Репутация знаменитости потерпела ущерб, но кумир не был окончательно свергнут с пьедестала. Тот же канал два года спустя выпустил «Аллен против Фэрроу», в котором Вуди Аллена его бывшая жена и приемная дочь обвинили в педофилии, а также подвергли сомнению справедливость решения суда, состоявшегося по этому поводу более 30 лет назад и не нашедшего достаточных доказательств, чтобы признать правоту обвинений Аллена в сексуальных домогательствах к приемной дочери. Его репутации тоже был нанесен удар, и сотрудничавшие с ним актеры публично выражали сожаления об этом. Но после обвинений Вуди Аллену удалось выпустить еще один проект — «Фестиваль Рифкина», пусть и не получивший допуск к прокату на территории США. За него публично вступался Алек Болдуин, пока сам не стал случайным убийцей, после чего вынужден был спасать исключительно собственную репутацию.
В подвешенном состоянии остаются обвинения Мэрилина Мэнсона — музыканта, выбравшего одной из составных частей сценического псевдонима фамилию лидера общины, совершившей ряд жестоких убийств, самое резонансное из которых — убийство жены Романа Полански Шерон Тэйт. Против него обвинения в насилии выдвинула звезда сериала «Мир Дикого Запада» Эван Рейчел Вуд. Она сделала это через социальные сети. Ее примеру последовали еще четыре женщины, также публично свидетельствовавшие о насилии Мэнсона. Тот отверг обвинения. До судебного разбирательства дело пока не дошло. Как не дошло и в случае Арми Хаммера — одного из партнеров Джонни Деппа по провальному «Одинокому рейнджеру». В его адрес тоже сыпались обвинения: не только в недопустимом сексуальном поведении, но и в склонности к каннибализму. Фильм с его участием «Смерть на Ниле» благополучно вышел в прокат в начале 2022 года, став одним из последних американских блокбастеров, выпущенных в российский прокат.
Процесс «Депп против Херд» по решению судьи транслировался онлайн, что превратило его в медийное событие международного масштаба. И Депп переиграл Херд. Присяжные оказались на его стороне, признав текст Херд клеветническим и обязав актрису выплатить Деппу 15 млн долларов компенсации. Херд в роли жертвы оказалась неидеальной. Скорее всего, она рассчитывала, что судебный процесс станет своего рода референдумом по поводу движения MeToo и она не может проиграть. Но и о масштабах триумфа Джонни Деппа будут свидетельствовать только его новые проекты: окажутся ли они такими же успешными, как прежде, и появятся ли вообще. Историческая заслуга Джонни Деппа не в том, что сумел подвергнуть сомнению ценности движения MeToo. Ему удалось убедить общественность, что в паре «мужчина-женщина» и мужчина может стать жертвой насилия. Хотя то, что в этой роли выступил именно Джонни Депп, все-таки немного странно.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl